Как продлить срок пребывания в Монголии https://www.youtube.com/watch?v=UcHOyn4ybOE&t=1s
YouTube
Заявки на продление визы временно прибывщих иностранных граждан в Монголию, принимаются онлайн
⚡️Международный аэропорт Рощино в Тюмени первым ввел ограничения на вылет за пределы России для мужчин, которые находятся в списках военкоматов на мобилизацию, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на аэропорт. Для пересечения границы они должны предоставить справку из военкомата, подтверждающую, что им разрешен выезд, в ином случае пассажиров снимают с рейса.
✔️Тема миров, - “войны и мира”, “монгольского мира” и “русского мира”, стали главными смыслами над которыми задумались все буряты. Великие потрясения задают сложные вопросы.
⚡️Алексей Цыденов в своем
ТГ-канале опроверг слухи об отьезде своего сына в Израиль. https://yangx.top/alexeytsydenov/972
ТГ-канале опроверг слухи об отьезде своего сына в Израиль. https://yangx.top/alexeytsydenov/972
Telegram
Алексей Цыденов
И вот такое приходиться читать.
Мой старший сын, как учился, так и учится в университете им. Баумана в Москве. Естественно никуда не уезжал.
Бабушки, дедушки и отец моей жены уже умерли и похоронены в Чите.
Теща живет в Москве.
Зато родной брат супруги…
Мой старший сын, как учился, так и учится в университете им. Баумана в Москве. Естественно никуда не уезжал.
Бабушки, дедушки и отец моей жены уже умерли и похоронены в Чите.
Теща живет в Москве.
Зато родной брат супруги…
Forwarded from Китай - Николай Вавилов
Давление на Китай усиливается: впервые за 16-летнюю историю Совета ООН по правам человека планируется включить в повестку уйгурский вопрос - США, Великобритания и другие страны призывают к дебатам в правозащитном органе ООН, чтобы обсудить отношение Китая к уйгурам и другим мусульманским народам в Синьцзяне. Reuters https://yangx.top/shuohuaxia/7816
Telegram
Китай - Николай Вавилов
Агрессивная политика США, направленная на захват ООН, может сделать существование этой организации бессмысленной - китайская Global Times.
Аграрии и производители стройматериалов попросили правительство освободить от мобилизации высококвалифицированных специалистов, которым трудно найти замену. Сельхозпроизводители предупреждают о рисках срыва уборочной кампании и роста цен на фоне дефицита. Предприятия стройиндустрии жалуются: под частичную мобилизацию попали целые цеха. @banksta
✔️Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев:
«В последнее время в Казахстан приезжает много людей из России. Большее число их вынуждены уезжать из-за безвыходной ситуации. Мы должны проявить заботу о них и обеспечить им безопасность. Это политический и гуманитарный вопрос. Я поручил правительству принять необходимые для этого меры»,
«В последнее время в Казахстан приезжает много людей из России. Большее число их вынуждены уезжать из-за безвыходной ситуации. Мы должны проявить заботу о них и обеспечить им безопасность. Это политический и гуманитарный вопрос. Я поручил правительству принять необходимые для этого меры»,
ИСТОРИЯ УЧИТ. НА СМЕНЕ ЭПОХ
На какие группировки делилось национальное движение бурят и роль Бурнацкома, как центрального органа этого движения.
Напомним, что Бурнацком (Центральный национальный комитет бурят-монголов Восточной Сибири) был создан в апреле 1917 года в Чите, где в то время работали лидеры национального движения бурят Михаил Богданов и Элбек Ринчино. Там же прошел первый Общебурятский съезд, который и учредил Бурнацком и принял программу национальной автономии бурят, разработанную Михаилом Богдановым.
До этого события существовало несколько течений национального движения.
До реформ Столыпина общественная и политическая жизнь бурят проходила в рамках системы бурятского самоуправления – в выборных Степных думах. Там происходила основная борьба клановых группировок, проводились реальные выборы глав этих органов – тайшей, решались все вопросы внутренней жизни бурят.
В то же время в Санкт-Петербурге в окружении Петра Бадмаева, служившего в чине действительного статского советника в русском МИДе, формировался корпус «птенцов его гнезда». Это был агентурный корпус будущих дипломатов, исследователей и путешественников, врачей, предпринимателей из бурят и калмыков, которые проходили учебу в гимназии Бадмаева, столичном университете и академиях. Среди «птенцов гнезда» Петра Бадмаева мы можем назвать исследователей Цыбена Жамцарано и Базара Барадийна, путешественника Гомбожапа Цыбикова, врача русского консульства в Урге Санжимитаба Цыбиктарова, переводчика военного ведомства Цыден-Еши Цыдыпова и других.
- Буряты сумели выдвинуть из своих рядов замечательных и видных общественных и политических деятелей,… одни из них выдвинулись в области изучения буддийской философии, монгольской и тибетской литературы и в области восточной политики; другие известны своими научными исследованиями по методам европейской науки, путешествиями и общественной деятельностью по распространению у себя на родине культурных приобретений Запада, - писал в своих «Очерках истории бурят-монгольского народа» Михаил Богданов, прошедший в свое время учебу в Берлинском и Цюрихском университетах.
После того, как в 1903 году в ходе столыпинских реформ Степные думы бурят были ликвидированы, сформировались два центра притяжения бурятских общественных сил – Иркутск и Чита. В 1905 году прошло два отдельных бурятских съезда – съезд бурят Забайкальской области (апрель 1905 года, Чита) и «общебурятский» съезд Иркутской губернии (август 1905 года, Иркутск).
На съезде в Чите молодые «народники» Цыбена Жамцарано объединились со «стародумцами» (прежней бурятской элитой и деятелями инородческих управ) и выступили с лозунгом восстановления Степных дум, развития институтов «родо-племенного» управления.
«Партия прогрессивных бурят» Михаила Богданова на съезде в Иркутске поддержала идею самостоятельности Сибири, ее «автономизации». Иркутяне выдвинули проект создания у бурят совместных с русскими органов земского самоуправления по типу русских земств. Идею развития земств тогда продвигали лидеры сибирского сепаратизма, «областничества» Григорий Потанин и Николай Ядринцев.
После этого на страницах журнала «Сибирские вопросы», печатного органа сибирских областников, разразилась идейная полемика между «западником» Михаилом Богдановым и «народником» Цыбеном Жамцарано.
К тому времени относятся различные культурные и политические акции бурят - проведение научных экспедиций по сбору бурятского фольклора, исследований в Центральной Азии, создание «нового бурятского алфавита», а также агентурная работа бурят в Монголии и их участие в монгольской национальной революции.
С началом в 1914 году Второй Отечественной войны (так в официальной русской печати называли Первую мировую войну) и развитием революционного движения в России разделение национального движения бурят на «стародумцев» и «прогрессистов» стало неактуальным.
На какие группировки делилось национальное движение бурят и роль Бурнацкома, как центрального органа этого движения.
Напомним, что Бурнацком (Центральный национальный комитет бурят-монголов Восточной Сибири) был создан в апреле 1917 года в Чите, где в то время работали лидеры национального движения бурят Михаил Богданов и Элбек Ринчино. Там же прошел первый Общебурятский съезд, который и учредил Бурнацком и принял программу национальной автономии бурят, разработанную Михаилом Богдановым.
До этого события существовало несколько течений национального движения.
До реформ Столыпина общественная и политическая жизнь бурят проходила в рамках системы бурятского самоуправления – в выборных Степных думах. Там происходила основная борьба клановых группировок, проводились реальные выборы глав этих органов – тайшей, решались все вопросы внутренней жизни бурят.
В то же время в Санкт-Петербурге в окружении Петра Бадмаева, служившего в чине действительного статского советника в русском МИДе, формировался корпус «птенцов его гнезда». Это был агентурный корпус будущих дипломатов, исследователей и путешественников, врачей, предпринимателей из бурят и калмыков, которые проходили учебу в гимназии Бадмаева, столичном университете и академиях. Среди «птенцов гнезда» Петра Бадмаева мы можем назвать исследователей Цыбена Жамцарано и Базара Барадийна, путешественника Гомбожапа Цыбикова, врача русского консульства в Урге Санжимитаба Цыбиктарова, переводчика военного ведомства Цыден-Еши Цыдыпова и других.
- Буряты сумели выдвинуть из своих рядов замечательных и видных общественных и политических деятелей,… одни из них выдвинулись в области изучения буддийской философии, монгольской и тибетской литературы и в области восточной политики; другие известны своими научными исследованиями по методам европейской науки, путешествиями и общественной деятельностью по распространению у себя на родине культурных приобретений Запада, - писал в своих «Очерках истории бурят-монгольского народа» Михаил Богданов, прошедший в свое время учебу в Берлинском и Цюрихском университетах.
После того, как в 1903 году в ходе столыпинских реформ Степные думы бурят были ликвидированы, сформировались два центра притяжения бурятских общественных сил – Иркутск и Чита. В 1905 году прошло два отдельных бурятских съезда – съезд бурят Забайкальской области (апрель 1905 года, Чита) и «общебурятский» съезд Иркутской губернии (август 1905 года, Иркутск).
На съезде в Чите молодые «народники» Цыбена Жамцарано объединились со «стародумцами» (прежней бурятской элитой и деятелями инородческих управ) и выступили с лозунгом восстановления Степных дум, развития институтов «родо-племенного» управления.
«Партия прогрессивных бурят» Михаила Богданова на съезде в Иркутске поддержала идею самостоятельности Сибири, ее «автономизации». Иркутяне выдвинули проект создания у бурят совместных с русскими органов земского самоуправления по типу русских земств. Идею развития земств тогда продвигали лидеры сибирского сепаратизма, «областничества» Григорий Потанин и Николай Ядринцев.
После этого на страницах журнала «Сибирские вопросы», печатного органа сибирских областников, разразилась идейная полемика между «западником» Михаилом Богдановым и «народником» Цыбеном Жамцарано.
К тому времени относятся различные культурные и политические акции бурят - проведение научных экспедиций по сбору бурятского фольклора, исследований в Центральной Азии, создание «нового бурятского алфавита», а также агентурная работа бурят в Монголии и их участие в монгольской национальной революции.
С началом в 1914 году Второй Отечественной войны (так в официальной русской печати называли Первую мировую войну) и развитием революционного движения в России разделение национального движения бурят на «стародумцев» и «прогрессистов» стало неактуальным.
Михаил Богданов к тому времени сменил свои взгляды и место жительства. Вместе с более молодым Элбеком Ринчино они перебрались в Читу, где тогда находилась в ссылке лидер русских эсеров Мария Спиридонова и вступили в партию социалистов-революционенров (СР). В то время они оба работали в областном Союзе забайкальских кооператоров.
После революции в Петрограде в феврале-марте 1917 года Богданов и Ринчино, стали выступать за проведение первого действительно общебурятского съезда и создания на нем центрального органа бурятской автономии, прообраза будущего «бурятского правительства».
К тому времени в Петрограде, Иркутске и Урге образовались разные политические группировки бурят.
Продолжение следует.
После революции в Петрограде в феврале-марте 1917 года Богданов и Ринчино, стали выступать за проведение первого действительно общебурятского съезда и создания на нем центрального органа бурятской автономии, прообраза будущего «бурятского правительства».
К тому времени в Петрограде, Иркутске и Урге образовались разные политические группировки бурят.
Продолжение следует.
⚡️Казахстан не намерен выдавать россиян, уклонившихся от мобилизации по требованию военкоматов передает Liter.rz со ссылкой на комментарии министра внутренних дел Марата Ахметжанова.
Также казахский министр отметил, что выдача российских граждан объявленных в розыск по уголовным правонарушениям не будет прекращаться.
Также казахский министр отметил, что выдача российских граждан объявленных в розыск по уголовным правонарушениям не будет прекращаться.
Forwarded from Bunin & Co
Ситуация в России – в сравнении с 1941 годом.
1. Молодежь к мобилизации никто всерьез не готовил — вся военно-патриотическая работа носила паллиативный характер. Молодые люди – не только в крупных городах, но и в регионах (хотя, понятно, в меньшей степени) куда более встроены в современный мир, чем их родители, не говоря уже о более старших поколениях. Сидят в Интернете, слушают музыку, читают (многие не поверят, но это так!) книги, о которых их родители не имеют представления. Образцы для подражания – преимущественно из сферы массовой культуры.
2. У «простого человека» есть страх перед властью, когда речь идет о действиях – на несанкционированный митинг под политическими лозунгами он не пойдет. Но за годы свобод (а население в большинстве своем считает, что свобод у нас достаточно – эмпатия к меньшинству, считающему иначе, у такого человека практически отсутствует, как и к другим меньшинствам) страха в вопросах, где непосредственно затрагиваются частные интересы людей, стало существенно меньше.
3. Отношение населения к спецоперации до прошлой недели – в основном отстраненное, «диванное». Тем более, что государство в частную жизнь обычных аполитичных людей уже несколько десятилетий не вмешивается. Сейчас правила резко поменялись – многие зрители вдруг оказались участниками (или непосредственно, или через родственников/знакомых), что ведет к сильному травмирующему эффекту. Многие же мотивированные россияне уже стали добровольцами – в нынешнюю мобилизацию идеологический фактор действует лишь для части мобилизуемых, причем не большей. Это не значит, что люди не идут – большинство получивших повестки идет, а не пытается укрыться в сопредельных странах – но в основном потому что «так надо» (плюс в малых городах и селах и обычный призыв проходит существенно успешнее, так как там сохранилось «советское» отношение к армейской службе).
4. Рыночная экономика более гибкая, чем командная, что позитивно сказалось на ее реакции на санкции. Но она же и более сложно организованная. Малые предприятия нередко встроены в сложные технологические цепочки, имеющие в том числе и оборонное значение. Жизнедеятельность современного общества определяется куда большим числом структур, чем в первой половине XX века – и большим числом специалистов, которых трудно заменить, особенно в короткие сроки.
5. Связь современной вертикальной мобильности с государством сейчас носит более сложный характер. Часть людей исходят из того, что живут «параллельно» государству, продвигаясь благодаря своим способностям – даже если работают в аффилированных (формально или неформально) с государством структурах. Другая часть сознательно шла именно на госслужбу, но рассчитывая на спокойную жизнь со стабильным благосостоянием – и ни на что другое.
Алексей Макаркин
1. Молодежь к мобилизации никто всерьез не готовил — вся военно-патриотическая работа носила паллиативный характер. Молодые люди – не только в крупных городах, но и в регионах (хотя, понятно, в меньшей степени) куда более встроены в современный мир, чем их родители, не говоря уже о более старших поколениях. Сидят в Интернете, слушают музыку, читают (многие не поверят, но это так!) книги, о которых их родители не имеют представления. Образцы для подражания – преимущественно из сферы массовой культуры.
2. У «простого человека» есть страх перед властью, когда речь идет о действиях – на несанкционированный митинг под политическими лозунгами он не пойдет. Но за годы свобод (а население в большинстве своем считает, что свобод у нас достаточно – эмпатия к меньшинству, считающему иначе, у такого человека практически отсутствует, как и к другим меньшинствам) страха в вопросах, где непосредственно затрагиваются частные интересы людей, стало существенно меньше.
3. Отношение населения к спецоперации до прошлой недели – в основном отстраненное, «диванное». Тем более, что государство в частную жизнь обычных аполитичных людей уже несколько десятилетий не вмешивается. Сейчас правила резко поменялись – многие зрители вдруг оказались участниками (или непосредственно, или через родственников/знакомых), что ведет к сильному травмирующему эффекту. Многие же мотивированные россияне уже стали добровольцами – в нынешнюю мобилизацию идеологический фактор действует лишь для части мобилизуемых, причем не большей. Это не значит, что люди не идут – большинство получивших повестки идет, а не пытается укрыться в сопредельных странах – но в основном потому что «так надо» (плюс в малых городах и селах и обычный призыв проходит существенно успешнее, так как там сохранилось «советское» отношение к армейской службе).
4. Рыночная экономика более гибкая, чем командная, что позитивно сказалось на ее реакции на санкции. Но она же и более сложно организованная. Малые предприятия нередко встроены в сложные технологические цепочки, имеющие в том числе и оборонное значение. Жизнедеятельность современного общества определяется куда большим числом структур, чем в первой половине XX века – и большим числом специалистов, которых трудно заменить, особенно в короткие сроки.
5. Связь современной вертикальной мобильности с государством сейчас носит более сложный характер. Часть людей исходят из того, что живут «параллельно» государству, продвигаясь благодаря своим способностям – даже если работают в аффилированных (формально или неформально) с государством структурах. Другая часть сознательно шла именно на госслужбу, но рассчитывая на спокойную жизнь со стабильным благосостоянием – и ни на что другое.
Алексей Макаркин
⚡️Телекоммуникационная компания Beeline Казахстан прекращает трансляцию в республике 15 российских телеканалов
"С 5 октября 2022 года на "TV Интернет Дома" и в сервисе BeeTV прекращается трансляция каналов: "Дом кино", "Победа", "О!", "Первый канал СНГ", "НТВ МИР", "Карусель International", "Россия 24", "Музыка Первого", "РТР Планета", "Время: далекое и близкое", "Телекафе", "Поехали", "Дом кино Premium HD", "Бобёр", "Россия К", - отмечается в сообщении на сайте компании.
"С 5 октября 2022 года на "TV Интернет Дома" и в сервисе BeeTV прекращается трансляция каналов: "Дом кино", "Победа", "О!", "Первый канал СНГ", "НТВ МИР", "Карусель International", "Россия 24", "Музыка Первого", "РТР Планета", "Время: далекое и близкое", "Телекафе", "Поехали", "Дом кино Premium HD", "Бобёр", "Россия К", - отмечается в сообщении на сайте компании.
ИСТОРИЯ УЧИТ. НА СМЕНЕ ЭПОХ
На какие группировки делилось национальное движение бурят и роль Бурнацкома, как центрального органа этого движения (Окончание).
К марту 1917 года, когда в Чите образовался Временный оргкомитет по созыву общебурятского съезда (председатель М. Богданов, секретарь Э.-Д. Ринчино), в Петрограде, Иркутске и Урге существовали разные политические группировки бурят.
9 марта 1917 года в Петрограде был создан Бурятско-Калмыцкий комитет (Н. Ханхасаев. А. Доржиев, Б. Барадин). Эту группировку бурят, придерживающихся консервативных монархических взглядов и близких к русским партиям октябристов и кадетов, возглавлял Николай (Зандан) Ханхасаев. Он в то время был уполномоченным созданного хамбо-ламой Даши-Доржо Итыгиловым Бурятского общества по сбору пожертвований на нужды армии и фронта и заведующим лазаретом в Петроградском дацане. Комитет представлял интересы бурят-«стародумцев» и претендовал на роль центрального органа, представляющего бурят Иркутской губернии, Забайкальской области и калмыков Астраханской области перед Временным правительством России.
Кроме хамбо-ламы Агвана Доржиева и Базара Барадина, бурятских лам и студентов в этом комитете состояли представители калмыков во главе с Номто Очировым (зам. председателя Бурятско-Калмыцкого комитета), будущим председателем Центрального комитета по управлению калмыцким народом. После образования Бурнацкома по приглашению Богданова и Ринчино в его состав вошел представитель Бурятско-Калмыцкого комитета Базар Барадин.
В Иркутске к тому времени существовала близкая к эсерам группа бурятской интеллигенции (В. Егоров, А. Убугунов, И. Дурхисанов, А. Коняев, И. Салтыков, И. Тунуханов), которая имела тесную связь с Михаилом Богдановым и впоследствии стала основой Иркутского национального комитета (отдел Бурнацкома, председатель Даши Сампилон). Кандидатом от Бурнацкома в члены Учредительного собрания по Иркутскому избирательному округу стал Баэртон Вампилун (Баярто Вампилов).
Кроме того в апреле 1917 года в Иркутске возникла группа бурят - студентов, представителей интеллигенции (М. Ербанов, Ф. Осодоева, М. Амагаев, В. Трубачеев, Г. Данчинов, С. Николаев), которые ориентировались на социал-демократов (меньшевиков и большевиков) и анархо-коммунистов. Возглавляла эту группу, из которой вышли будущие партийные бонзы Советской Бурят-Монголии, большевичка Мария Сахьянова. Когда в Иркутске был создан Иркутский отдел Бурнацкома, в его состав от этой группы вошел Михей Ербанов.
«Народник» Цыбен Жамцарано весной 1917 года находился в Урге, где работал советником русского консульства в Монголии и возглавлял департамент просвещения и образования в правительстве Монголии. Временный оргкомитет по созыву Общебурятского съезда пригласил его войти в состав будущего Бурнацкома, где он также стал заниматься вопросами культуры и образования.
Кроме Жамцарано в Урге работала целая группа бурятских специалистов разной политической ориентации (С. Цыбиктаров, Э. Батуханов (Батухан), Ц.-Е. Дашипылов (Дашипилон, Гочитский), Б. Вампилов, Ц. Бадмажапов), которые также прислали на съезд своих представителей и вошли в состав Бурнацкома.
❗️Таким образом, образовав в апреле 1917 года Бурнацком, Богданов и Ринчино собрали туда всех бурятских лидеров, исповедовавших разные взгляды, включая даже монархистов и большевиков. Бурнацком (впоследствии Бурнардума) в течение 1917-1919 годов реально обладал политической субъектностью‼️ и исполнял роль центрального «бурятского правительства».
Он же представлял бурят перед всеми русскими правительствами и борющимися между собой в ходе гражданской войны политическими силами – Временным правительством Российской республики, большевистским ЦИК Советов Сибири (Центросибирью), Временным правительством автономной Сибири, Всероссийским Временным правительством (Сибирской Директорией), правительством Государства Российского Александра Колчака и правительством Забайкальской области Григория Семенова.🔜
На какие группировки делилось национальное движение бурят и роль Бурнацкома, как центрального органа этого движения (Окончание).
К марту 1917 года, когда в Чите образовался Временный оргкомитет по созыву общебурятского съезда (председатель М. Богданов, секретарь Э.-Д. Ринчино), в Петрограде, Иркутске и Урге существовали разные политические группировки бурят.
9 марта 1917 года в Петрограде был создан Бурятско-Калмыцкий комитет (Н. Ханхасаев. А. Доржиев, Б. Барадин). Эту группировку бурят, придерживающихся консервативных монархических взглядов и близких к русским партиям октябристов и кадетов, возглавлял Николай (Зандан) Ханхасаев. Он в то время был уполномоченным созданного хамбо-ламой Даши-Доржо Итыгиловым Бурятского общества по сбору пожертвований на нужды армии и фронта и заведующим лазаретом в Петроградском дацане. Комитет представлял интересы бурят-«стародумцев» и претендовал на роль центрального органа, представляющего бурят Иркутской губернии, Забайкальской области и калмыков Астраханской области перед Временным правительством России.
Кроме хамбо-ламы Агвана Доржиева и Базара Барадина, бурятских лам и студентов в этом комитете состояли представители калмыков во главе с Номто Очировым (зам. председателя Бурятско-Калмыцкого комитета), будущим председателем Центрального комитета по управлению калмыцким народом. После образования Бурнацкома по приглашению Богданова и Ринчино в его состав вошел представитель Бурятско-Калмыцкого комитета Базар Барадин.
В Иркутске к тому времени существовала близкая к эсерам группа бурятской интеллигенции (В. Егоров, А. Убугунов, И. Дурхисанов, А. Коняев, И. Салтыков, И. Тунуханов), которая имела тесную связь с Михаилом Богдановым и впоследствии стала основой Иркутского национального комитета (отдел Бурнацкома, председатель Даши Сампилон). Кандидатом от Бурнацкома в члены Учредительного собрания по Иркутскому избирательному округу стал Баэртон Вампилун (Баярто Вампилов).
Кроме того в апреле 1917 года в Иркутске возникла группа бурят - студентов, представителей интеллигенции (М. Ербанов, Ф. Осодоева, М. Амагаев, В. Трубачеев, Г. Данчинов, С. Николаев), которые ориентировались на социал-демократов (меньшевиков и большевиков) и анархо-коммунистов. Возглавляла эту группу, из которой вышли будущие партийные бонзы Советской Бурят-Монголии, большевичка Мария Сахьянова. Когда в Иркутске был создан Иркутский отдел Бурнацкома, в его состав от этой группы вошел Михей Ербанов.
«Народник» Цыбен Жамцарано весной 1917 года находился в Урге, где работал советником русского консульства в Монголии и возглавлял департамент просвещения и образования в правительстве Монголии. Временный оргкомитет по созыву Общебурятского съезда пригласил его войти в состав будущего Бурнацкома, где он также стал заниматься вопросами культуры и образования.
Кроме Жамцарано в Урге работала целая группа бурятских специалистов разной политической ориентации (С. Цыбиктаров, Э. Батуханов (Батухан), Ц.-Е. Дашипылов (Дашипилон, Гочитский), Б. Вампилов, Ц. Бадмажапов), которые также прислали на съезд своих представителей и вошли в состав Бурнацкома.
❗️Таким образом, образовав в апреле 1917 года Бурнацком, Богданов и Ринчино собрали туда всех бурятских лидеров, исповедовавших разные взгляды, включая даже монархистов и большевиков. Бурнацком (впоследствии Бурнардума) в течение 1917-1919 годов реально обладал политической субъектностью‼️ и исполнял роль центрального «бурятского правительства».
Он же представлял бурят перед всеми русскими правительствами и борющимися между собой в ходе гражданской войны политическими силами – Временным правительством Российской республики, большевистским ЦИК Советов Сибири (Центросибирью), Временным правительством автономной Сибири, Всероссийским Временным правительством (Сибирской Директорией), правительством Государства Российского Александра Колчака и правительством Забайкальской области Григория Семенова.🔜
🔙До 1919 года Бурнацкому удавалось сохранять реальный нейтралитет по отношению к участникам Гражданской войны в России и при этом управлять делами бурят на охваченной «русской смутой» огромной территории Иркутской губернии и Забайкальской области. И даже определенным образом влиять на международные отношения России, Китая, Японии, а также «независимых» Монголии и Барги.
Напомним, что деятели Бурнацкома (Бурнардумы), в первую очередь, Элбек Ринчино (советник по всем вопросам Нэйсэ-Гэгэна – Ничи-Тойна Мэндэбаяра), Цыден-Еши Цыдыпов, Баэртон Вампилун, Даши Сампилон и тайша Агинской аймачной думы Намдак Дылыков активно участвовали в создании панмонгольского «Великого Монгольского государства» (Их Монгол Улс). Под патронажем Григория Семенова и японцев.
Кстати, именно связь бурят с Семеновым в конечном итоге и привела к прекращению деятельности Бурнацкома.
Дело в том, что после разгона большевиками Всероссийского Учредительного собрания, в котором российских бурят представляли Михаил Богданов и Баэртон Вампилун, и начала Гражданской войны в России вне структур Бурнацкома оказались три группы политически активных бурят. Это были:
- «большевики», или Бурятская группа в Иркутском губкоме РКП (б) (Михей Ербанов, Матвей Амагаев, Василий Трубачеев),
- «семеновцы», или Бурятский отдел в правительстве Забайкальской области Григория Семенова (Намдак Дылыков, Цыден-Еши Цыдыпов, Найдан Дамдинов),
- и «теократы» (Балагатское движение), или группа «стародумцев» и клерикалов, объединившихся впоследствии вокруг бурятского ламы, «Владыки Учения» (дхарма-раджи) Лубсан-Сандана Цыденова, провозгласившего весной 1919 года теократическое «Кодунское государство» (Кодунай Эрхидж Балгасан) на территории современного Кижингинского района Бурятии.
В итоге сначала «семеновцы» осенью 1918 года слили Бурнацком, объединив его с Бурятским отделом в правительстве Григория Семенова. В результате этого слияния была образована Бурнардума (Народная дума бурят-монголов Восточной Сибири), во главе которой встал Даши Сампилон, близкий к Элбеку Ринчино. Но через некоторое время он полностью попал под влияние бурят-«семеновцев» и собственно Семенова.
Затем весной 1920 года после разгрома армии Колчака и вытеснения войск Семенова в Китай и Монголию «большевики» окончательно упразднили Бурнардуму. Фактически же она самораспустилась еще при Семенове в декабре 1919 года после похищения семеновской контрразведкой и последовавшего за этим убийства Михаила Богданова. В общем, «большевики» заняли место «семеновцев» в национальном движении бурят и начали создавать свои органы национальной автономии бурят – Бурнарревком в ДВР и «новый Бурнацком» в РСФСР (ЦК бурят-монголов Восточной Сибири).
Балагатское движение также было разогнано Семеновым в 1919 году. «Дхарма-раджа» Лубсан-Сандан Цыденов был арестован, а затем выпущен семеновской контрразведкой. В дальнейшем он еще несколько раз арестовывался «народно-революционными» властями ДВР и в 1921 году, находясь в заключении, передал свой титул 8-летнему «перерожденцу» Бидье Дандарону.
В конечном итоге реализовывать на практике проект бурятской автономии и играть роль «бурятского правительства» стали бурятские большевики во главе с Михеем Ербановым и Марией Сахьяновой. А бывшие бурнакомовцы, включая Элбека Ринчино и Цыбена Жамцарано, были переключены на агентурную работу по линии Коминтерна в Монголии.
31 мая 1923 году путем слияния двух Бурят-Монгольских областей в ДВР и РСФСР была образована Бурят-Монгольская АССР в составе Восточно-Сибирского края. Во главе ее встал председатель Совнаркома Б.-М.АССР Михей Николаевич Ербанов.
В сентябре 1937 году Восточно-Сибирский край был разделен на три части, и Бурят-Монгольская АССР стала самостоятельным субъектом РСФСР. Наряду с Иркутской и Читинской областями. При этом из состава республики была выделена часть ее территории, на которой были образованы еще две национально-территориальные автономии – Усть-Ордынский и Агинский Бурятские автономные округа в составе соседних областей.
В мае следующего года мы будет отмечать 100-летие образования республики.💙🤍💛
Напомним, что деятели Бурнацкома (Бурнардумы), в первую очередь, Элбек Ринчино (советник по всем вопросам Нэйсэ-Гэгэна – Ничи-Тойна Мэндэбаяра), Цыден-Еши Цыдыпов, Баэртон Вампилун, Даши Сампилон и тайша Агинской аймачной думы Намдак Дылыков активно участвовали в создании панмонгольского «Великого Монгольского государства» (Их Монгол Улс). Под патронажем Григория Семенова и японцев.
Кстати, именно связь бурят с Семеновым в конечном итоге и привела к прекращению деятельности Бурнацкома.
Дело в том, что после разгона большевиками Всероссийского Учредительного собрания, в котором российских бурят представляли Михаил Богданов и Баэртон Вампилун, и начала Гражданской войны в России вне структур Бурнацкома оказались три группы политически активных бурят. Это были:
- «большевики», или Бурятская группа в Иркутском губкоме РКП (б) (Михей Ербанов, Матвей Амагаев, Василий Трубачеев),
- «семеновцы», или Бурятский отдел в правительстве Забайкальской области Григория Семенова (Намдак Дылыков, Цыден-Еши Цыдыпов, Найдан Дамдинов),
- и «теократы» (Балагатское движение), или группа «стародумцев» и клерикалов, объединившихся впоследствии вокруг бурятского ламы, «Владыки Учения» (дхарма-раджи) Лубсан-Сандана Цыденова, провозгласившего весной 1919 года теократическое «Кодунское государство» (Кодунай Эрхидж Балгасан) на территории современного Кижингинского района Бурятии.
В итоге сначала «семеновцы» осенью 1918 года слили Бурнацком, объединив его с Бурятским отделом в правительстве Григория Семенова. В результате этого слияния была образована Бурнардума (Народная дума бурят-монголов Восточной Сибири), во главе которой встал Даши Сампилон, близкий к Элбеку Ринчино. Но через некоторое время он полностью попал под влияние бурят-«семеновцев» и собственно Семенова.
Затем весной 1920 года после разгрома армии Колчака и вытеснения войск Семенова в Китай и Монголию «большевики» окончательно упразднили Бурнардуму. Фактически же она самораспустилась еще при Семенове в декабре 1919 года после похищения семеновской контрразведкой и последовавшего за этим убийства Михаила Богданова. В общем, «большевики» заняли место «семеновцев» в национальном движении бурят и начали создавать свои органы национальной автономии бурят – Бурнарревком в ДВР и «новый Бурнацком» в РСФСР (ЦК бурят-монголов Восточной Сибири).
Балагатское движение также было разогнано Семеновым в 1919 году. «Дхарма-раджа» Лубсан-Сандан Цыденов был арестован, а затем выпущен семеновской контрразведкой. В дальнейшем он еще несколько раз арестовывался «народно-революционными» властями ДВР и в 1921 году, находясь в заключении, передал свой титул 8-летнему «перерожденцу» Бидье Дандарону.
В конечном итоге реализовывать на практике проект бурятской автономии и играть роль «бурятского правительства» стали бурятские большевики во главе с Михеем Ербановым и Марией Сахьяновой. А бывшие бурнакомовцы, включая Элбека Ринчино и Цыбена Жамцарано, были переключены на агентурную работу по линии Коминтерна в Монголии.
31 мая 1923 году путем слияния двух Бурят-Монгольских областей в ДВР и РСФСР была образована Бурят-Монгольская АССР в составе Восточно-Сибирского края. Во главе ее встал председатель Совнаркома Б.-М.АССР Михей Николаевич Ербанов.
В сентябре 1937 году Восточно-Сибирский край был разделен на три части, и Бурят-Монгольская АССР стала самостоятельным субъектом РСФСР. Наряду с Иркутской и Читинской областями. При этом из состава республики была выделена часть ее территории, на которой были образованы еще две национально-территориальные автономии – Усть-Ордынский и Агинский Бурятские автономные округа в составе соседних областей.
В мае следующего года мы будет отмечать 100-летие образования республики.💙🤍💛
На фото: Михей Ербанов (1-е фото), Мария Сахьянова (на 2-м фото) с Иосифом Сталиным, Элбек-Доржи Ринчино (на 3-м фото) с Хорлогийном Чойбалсаном (крайний справа)