КЫРГСОЦ | KYRGSOC
1.02K subscribers
364 photos
8 videos
24 files
339 links
Телеграм-канал проекта КЫРГСОЦ - левого издания, создаваемого коллективом единомышленников-марксистов в Бишкеке, Кыргызстан.

https://kyrgsoc.org/

обратная связь [email protected]
@lafargue
加入频道
Marx ou crève (Маркс или сдохни) – именно под таким лозунгом вышла часть протестующих в рамках общенациональной забастовки против пенсионной реформы во Франции, начавшейся 5 декабря.
«Нация выше прав!»

Совсем недавно мы освещали то, как правые националисты в Кыргызстане организовали давление на организованную в Бишкеке феминисткую выставку, добившись увольнения директора музея, в котором проводится мероприятие, отметились парой бравых молодцев с плётками, на манер российских казаков и рядом довольно гнусных заявлений в соц.сетях.

В числе реакций на нашу публикацию, где подобные нападки были однозначно интерпретированы как проявление правых тенденций в обществе, звучали мнения и о том, что речь идёт вовсе не неком повороте «вправо», а о обычной буржуазной консервативной реакции на чересчур смелые экспонаты.

И хотя эта позиция совершенно не выдерживает критики, «Кырк Чоро» и им сочувствующие подкинули еще один информационный повод, окончательно расставив все точки над i в этом вопросе. Защитники традиционных ценностей 9 декабря провели акцию с названием "Белгилуу маршрут. Укуктан биринчи улут турат" (с переводе с кыргызского "Известный маршрут. Нация выше прав"). Скорее всего, в силу ограниченных умственных способностей, организаторы акции и сами не поняли, насколько явному разоблачению они себя подвергли одной этой фразой, явно имеющей нездоровый коричневый запашок. На фоне откровенно фашистского лозунга, сама акция изрядно потеряла в блеске, представляя из себя поездку на автобусах, украшенных правыми традиционалистскими лозунгами, с ряжеными в национальную кыргызскую одежду женщинами.

Надеемся и верим, что это выдающееся саморазоблачение раз и навсегда покончит с «левыми», не желающими марать руки о «буржуазный феминизм», не способными отличить красное от коричневого и лишёнными смелости занять чёткую позицию в конфликте.

#кыргызстан #бишкек #феминизм #фашизм #правые #социализм #коммунизм #реакция #феминале


https://kaktus.media/doc/402437_naciia_vyshe_prav._protivniki_feminnale_proveli_akciu_s_prizyvom_k_tradiciiam.html
«Мусульманская этика и дух капитализма»
Лейтмотивом любых разговоров об экономическом развитии в Кыргызстане является тема частного предпринимательства, с давно избитой мантрой о том что частный собственник является решением всех проблем. Однако на практике этот тезис не подтверждается и наша страна яркий тому пример: процессы приватизации и либерализации экономической политики со скоростью цунами прокатились по нашей экономике в самом начале 90-х, и возымели такой успех, что около 90% ранее государственного имущества оказалось в частных руках уже к 1994 году.

Все это никак не сказалось на экономическом росте страны, однако фигура предпринимателя до сих пор остаётся неприкосновенной священной коровой, на прокорм которой тратятся весьма немалые деньги со стороны государства и различных НПО. Почему же так вышло и какие есть альтернативы — читайте в нашей статье.

#кыргызстан #предпринимательство #кооперация #социализм

https://kyrgsoc.org/kooperativy/
Мало какая тема настолько обсуждаема в общественном пространстве Кыргызстана, как тема экономической отсталости страны и её перспектив в будущем. Во всем спектре взглядов, рассматривающих эту проблему, четко виден неолиберальный лейтмотив о том что мы, кыргызстанцы, строим неправильный капитализм. В один голос звучат мнения о том, что для правильного капитализма нам не хватает идейности, патриотизма, работоспособности, прочих полезных культурных качеств и всего того, что известно в социально-экономической литературе правого спектра под названием «протестантская этика». Само собой, подобные рассуждения не только безумно далеки от действительности, но еще и являются красноречивым свидетельством того, что неолиберальный взгляд на экономику в Кыргызстане правит единолично и безраздельно.

Эта статья — робкая попытка предложить совершенно другой, левый взгляд на проблему экономической отсталости страны и то, как нащупать пути к её преодолению.

#кыргызстан #экономика #периферия

https://kyrgsoc.org/pochemu-kyrgyzstan-bednaya-strana-k-postanovke-voprosa/
В далеком 1956 году албанский художник и карикатурист Бумчи Зеф верил, что если где и существует теперь несправедливость, то только в капиталистической Америке. Сегодня, в канун 2020 года, становится ясно, как сильно он заблуждался.

В суете весёлых новогодних хлопот, очень легко забыть о тех, кому повезло меньше нас. Тех, у кого из-за бедности не будет никакого праздника. И по-коммунистически правильным мы считаем вам об этом напомнить.

Однако это вовсе не повод встречать Новый Год без улыбки! Коммунист живёт для радости и никогда печаль не будет связана с нашим именем!

С наступающим!
Достижения научно-технического прогресса, которыми ознаменовались конец XX и начало XXI веков, изменили наш мир до неузнаваемости, открыв совершенно новые, невиданные ранее рынки сбыта и сформировав новые потребности у каждого из нас. Компьютеры, смартфоны, беспрерывный доступ в интернет утвердили новую экономическую реальность, всего за пару десятков лет распространившуюся на весь мир.

Основой современной цифровой экономики стали технологические компании известные каждому из нас: Google, Facebook, Amazon, Apple, Microsoft и т.д, сформировав особый тип монополистического капитализма, основанного на контроле и обработке огромных массивов данных — платформенный капитализм. Это ставит большое количество вопросов перед левым движением: какова политэкономия платформенного капитализма? к чему движется его развитие? можно ли эффективно с ним бороться?

Наиболее заметным за последние годы левым трудом, анализирующим платформенный капитализм, является книга британского политолога и марксиста Ника Срничка «Капитализм платформ», с которой мы вам и предлагаем познакомиться.

#капитализмплатформ, #акселерационизм, #срничек, #марксизм, #цифроваяэкономика

https://kyrgsoc.org/srnicek-capitalism-platform/
С огромным сожалением приходится наблюдать за тем что происходит в Казахстане, где на днях произошёл дунганский погром. Подобная дикость в наши дни встречается всё чаще, а причина тому весьма проста. На фоне постоянно ухудшающихся условий жизни, самой простой и удобной властям и капиталу причиной проблем являются «другие»: люди другой национальности, этнической принадлежности, религиозного исповедания, сексуальной ориентации и т.д. Это норма для капиталистического общества, сколь благополучным оно бы внешне не выглядело.

Увы, и Кыргызстан имеет подобные страницы в своей истории, страницы межнациональной ненависти, переходящей в убийства и погромы. И не лишним будет напомнить еще раз: любые национальные и этнические предрассудки есть продукт капиталистического общества, капиталистической системы общественных и экономических отношений, где любое наступление на права трудового народа требует удобной легенды, удобного оправдания. И власть, рука об руку с крупным капиталом всегда будет закрывать глаза на проявления бытового национализма, так как если виноватыми в проблемах будут не условные дунгане, узбеки или евреи, то рано или поздно люди догадаются, в ком проблема и как её нужно решать.

Сейчас дунгане из Казахстана массово пытаются найти помощь и временный приют у нас, в Кыргызстане. И мы призываем каждого кто может оказать посильную помощь или хотя бы моральную поддержку сделать это, так как это долг каждого порядочного человека — помочь тому, кто оказался в беде.

https://fergana.ru/articles/114923/
В последние годы в Кыргызстане праздник 8 марта начал стремительно терять свой цветочно-конфетный мещанский флер и превратился в некий водораздел, по разные стороны которого сосредоточились стихийно организованные прогрессивные и реакционные гражданские силы. Во всем спектре памятных дней и дат, именно в Женском дне сконцентрировалось явное общественное противоречие. Выражается оно в самых разных формах. Здесь и низовое общественное недовольство женским маршем, проводимом ежегодно в Бишкеке, которое перерастает в прямые угрозы участникам шествия и усиленную милицейскую охрану. Здесь и сопротивление власти, которая ежегодно вставляет палки в колеса организаторам. Сам же марш становится прибежищем для многих других лишенных голоса групп, и приобретает характер гораздо более масштабный, выходя далеко за рамки женского вопроса.

Как же случилось что именно 8 марта начало приобретать такой статус, став редким очагом проявления гражданственности в кыргызстанской общественной жизни? Ответ кроется в самой дате праздника и его истории, тесно связанной с левым социалистическим движением.

29 февраля КЫРГСОЦ организует публичное мероприятие, посвященное коммунистическому содержанию праздника 8 марта и состоянию современного женского движения в Кыргызстане, его проблемам и перспективам.

Темы лекций:
«8 Марта и современное женское движение в Кыргызстане», спикер Анара Молдошева.

«Ренессанс патриархата в Центральной Азии», спикер Бермет Борубаева.

Мероприятие пройдет конференц-зале Ololo Victory, ул Ибраимова 103, БЦ Victory, 3 этаж.
Начало 17:00.

Вход свободный.
«Знаменитый манап Ормон-хан во время одной кочевки потерял “коген” (петлистая веревка для привязки овец). Когда один из его же сородичей нашел этот “коген “и привез Ормону, то последний предъявил ему обвинение в воровстве и оштрафовал его так, что нашедший “когена” должен был заплатить и заплатил штраф – двух девочек (вместо двух колов, вбиваемых в землю, чтобы привязать концы “когена”) и по барану на каждую петлю, то есть около 300 баранов...»

Это не отрывок из какой-то средневековой летописи, а описание событий происходивших в 19 веке в Кыргызстане, сделанное кыргызским коммунистом Юсупом Абдрахмановым. Почти 100 лет назад именно социализм стал шансом на обретение прав и свобод для кыргызских женщин, переломив хребет старым традиционным и патриархальным порядкам, в которых женщина зачастую была не более чем товаром для обмена и покорной рабыней для своего мужа или отца.

Но победа оказалась лишь временной. Советский социализм рухнул и старые порядки начали возвращаться вновь. Сегодня мы видим возрождение патриархальных норм и традиций вроде выплаты калыма или похищения невест, не говоря уже об общих для всех женщин мира неоплачиваемом и обязательном домашнем труде и неравенстве прав, возможностей, оплаты труда и т. д. И как это уже было однажды, нам кажется что только рука об руку с социализмом феминистское движение может добиться окончательной победы над неравенством мужчин и женщин.

Мы призываем всех в этот день проявить солидарность с женским движением, выраженное не в цветах и конфетах, а в реальной поддержке феминистских организаций и мероприятий организуемых ими.

Всех с международным женским днем!
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Предсказуемо, женский марш в Бишкеке закончился нападением со стороны организации "Кырк Чоро" и милиции. Подобный итог был очевиден после безнаказанной агрессии в сторону феминистской выставки в ноябре прошлого года. Итогом стал разгон марша и задержание около 70 его участников. Очередное явное свидетельство того, что правые настроения в Кыргызстане нарастают с каждым днём все больше, при молчаливом согласии властей. Ну а на видео можно видеть натуральный начинающий фрайкор.
Написали небольшой текст, обобщающий все наши впечатления о разогнанном Женском марше 8 марта и последующем митинге. Все произошедшее еще сильнее укрепило нас во мнении, что правые настроения все больше пропитывают общество и немалый вклад во всё это делает именно государство. А потому всем нам уже сейчас надо прикладывать немалые усилия, чтобы попытаться переломить тенденцию к фашизации общества в Кыргызстане.

https://kyrgsoc.org/chem-bylo-napadenie-na-zhenskij-marsh-8-marta-v-bishkeke/
О чем нам рассказал коронавирус?

2020 год в истории человечества, если конечно не произойдёт еще какого-нибудь жуткого катаклизма, наверняка останется годом имени короновируса. Поистине, принимаемые меры по остановке распространения заболевания беспрецедентны для современной истории. А разыгравшийся во всех странах и на всех континентах ажиотаж вокруг заболевания еще раз показал, что проблемы и люди везде одинаковые.

Безусловно, сама болезнь представляет значительную угрозу, но масштаб бедствия сильно преувеличен. Не сильно отличаясь по скорости распространения и симптоматике от обычного гриппа, вирус, помещенный в условия современного капиталистического кризиса, стал катализатором для давно намечавшегося обвала международных рынков. В результате, паника вызванная карантином и закрытием границ быстро превратилась в панику экономическую, став бурной смесью из слухов, домыслов и постоянно множащихся страхов.
Таким образом, кризисная ситуация стала отличной лакмусовой бумажкой для того, чтобы понять, чем на самом деле является наша страна и общество, куда мы идём и имеет ли хоть какие-то перспективы избранный нами путь.

Прошедшая неделя запомнится каждому смешанными чувствами от происходящего. Бешеные скачки курса доллара, сметаемые прилавки в магазинах, очереди за мукой и прочими товарами первой необходимости — обычный условный рефлекс на любую проблему и не важно, есть ли повод для такой паники или нет. В этот раз нам повезло: беспокойство о том что страна останется без продовольствия излишне и напрасно. Ограничение на въезд и выезд касается только обычных граждан. Грузы же по прежнему продолжают прибывать и покидать страну, наземным ли, воздушным или железнодорожным транспортом. Карантин не стал поводом для закрытия предприятий у нас или же за границей. Потому продовольственный кризис нам вряд ли грозит, равно как и поднятие цен на продукты питания.

Однако панику вряд ли можно считать беспочвенной, внимательно приглядевшись к нашей с вами стране. Если хоть на секунду предположить, что границы закрылись бы для грузов (а в определенных условиях такое возможно), то это мгновенно бы обернулось настоящей гуманитарной катастрофой. Кыргызстан за 30 лет независимости так и не научился обеспечивать себя даже продовольствием, не говоря уже о продуктах индустриального производства, таких как строительные материалы, удобрения, сельхозтехника, автомобили, бытовая техника и всё тому прочее, хотя еще совсем недавно мы могли это делать. Зато теперь мы хорошо умеем другое. Сегодня наша страна ведёт откровенно паразитический образ жизни, паразитируя на всем что только можно. Паразитируя спинах миллиона рабочих-мигрантов, которые в рабских условиях добывают деньги для себя и близких, оставшихся в Кыргызстане. Паразитируя на рабочих, которые трудятся в самом Кыргызстане, работая по 12-14 часов в день на примитивном производстве, которое конкурентно только из-за сверхэксплуатации трудящихся. Спекулируя на транзите грузов из Китая, пользуясь своим географическим положением. Спекулируя политической лояльностью, кидаясь в объятия России и ЕАЭС, не смотря на тупиковость этого пути, которую замечательно высветила ситуация с падением цены на нефть, уронившая при этом курс сома. И, в конечном счёте, паразитируя на государственных кредитах, которые выплачивать будут не те кто их брал, а мы с вами. Те крохи благополучия, те редкие построенные дороги и отремонтированный ТЭЦ — это лишь пыль в глаза от власть имущих, которые строят их за чужие деньги.

https://kyrgsoc.org/o-chem-rasskazal-koronavirus-kyrgyzstanczam/
Введенный в ряде городов и областей Кыргызстана режим ЧП лучше любого рентгеновского аппарата обнажил классовые противоречия в обществе. Страна столкнулась с наиболее массовым и вопиющим нарушением прав рабочих за последние несколько десятилетий, так как огромная часть работников была либо уволена, либо отправлена в неоплачиваемые отпуска. Излишне говорить о том что все эти меры незаконны и вызванный чрезвычайными обстоятельствами простой по закону должен оплачен.

Государство же, повторяя старый-добрый марксистский тезис о своей классовой природе, тем временем занято помощью бизнесу и предпринимателям, организуя для них налоговые каникулы, освобождая от выплат по кредитам и так далее, пока на грань голодного существования на ближайшие 3 недели поставлено огромное количество людей, лишенных возможности как-либо протестовать из-за введенного режима ЧП.

Таким образом пандемия преподала нам отличный урок марксистской социологии, о чем более подробно можно прочитать в нашей статье: https://kyrgsoc.org/pandemiya-i-klassovaya-borba/
22 апреля 2020 года исполняется ровно 150 лет со дня рождения величайшего революционера XX века, Владимира Ленина. Но вряд ли в Кыргызстане эта дата привлечёт большое внимание общественности, что парадоксально для страны, где памятник вождю Октябрьской революции по сей день стоит на центральной площади столицы и каждом крупном городе.

Почему нужно возрождать ленинское наследие в Кыргызстане и чем так важен вождь пролетариата для нашей страны? Читайте в нашей небольшой заметке, посвященной имениннику: https://kyrgsoc.org/leninu-150-let/
В последние десятилетия ситуация с правами работников в Кыргызстане оставляет желать сильно лучшего. Особенно ярко это проявилось в 2020 году, когда страна столкнулась с экономическим кризисом, вызванным пандемией.

Теперь стало очевидным, что нет никакого мнимого единства интересов работников и работодателей: бизнесмены без малейших колебаний лишили тысяч трудящихся средств к существованию. А произошло это с молчаливого согласия государства, которым управляют точно такие же бизнесмены и капиталисты, собранные в Жогорку Кенеше!

Только сами рабочие способны изменить эту ситуацию, отстаивая свои права совместно — никто и никогда не сделает этого за нас!

Сегодня, 1 мая, мы выдвигаем семь лозунгов дня Труда, которые должны стать общими требованиями для всех кыргызстанских трудящихся, в борьбе за достойную жизнь, работу и зарплату!

https://kyrgsoc.org/sem-lozungov-dnya-truda/
Марксу 202 года!

Такой вот симпатичный облик имеет памятник сегодняшнему имениннику в Бишкеке. Как видим, Карл Генрихович устроился в довольно живописном месте и пребывает в компании своего закадычного товарища.

По какому-то недоразумению у памятника нет подписи, а потому некоторые непоколебимо уверены в том, что это памятник неопознанным великим русским писателям.

К слову, памятник является типовым и братья-близнецы у наших Маркса и Энгельса есть в российском Петрозаводске и башкирском городке Октябрьский.

По-своему символично то, что в своё время два немецких дебошира согнали с насиженного места никого иного, как Иосифа Сталина, памятник которому красовался на этом месте с 1933 по 1957 годы.
Сегодня о Дне Победы напишут и расскажут так много, что едва ли есть необходимость добавлять к этому что-либо еще. Однако и не сделать этого было бы странно.

В Кыргызстане День Победы, так или иначе, является всенародным праздником. Празднуют его искренне и массово, без каких-либо спущенных сверху директив, без ежегодных государственных парадов. И хоть иногда это празднование принимает странные, извращённые формы в виде машин с надписями «На Берлин!» и «Можем повторить!», основой праздника остаётся правильная, в сущности, вещь: радость за то, что те невероятные усилия, приложенные советскими людьми в борьбе с фашизмом, оказались не напрасными.

Один из самых бесчеловечных и массовых политических режимов в истории оказался повержен усилиями граждан СССР, той страны, которая создавалась как полный антипод Третьего Рейха. Страны, в основу которой было заложено полное равенство рас и этносов, равенство полов, и, небывалое ранее, равенство возможностей. Страны, которая первой в мире начала свой долгий и тернистый путь к социализму. И неслучайно то, что граждане именно этой страны, наши дедушки и бабушки, оказали наиболее решительный отпор врагу.

День Победы — это важный день для Кыргызстана, важный день для коммунистов и важный день для всего мира. С праздником, товарищи!

#деньпобеды
В связи с катастрофическим падением уровня политической грамотности в Кыргызстане, любая здоровая и не маргинальная общественная дискуссия между правыми и левыми, социалистами и либералами, прогрессивистами и консерваторами является вещью крайне необходимой.

Именно поэтому мы с радостью откликнулись на предложение поучаствовать в дебатах с доктором политических наук и представителем либерального лагеря Аскатом Дукенбаевым, в рамках проекта «Битва идеологий».

Что же из этого вышло, смотрите сами: https://youtu.be/F3uKL7kw9-s
«Но об этом впереди, а пока здравствуй и прощай, Каутский, красная полоска марксистской зари! Эрфуртская программа, марксистские Пропилеи, рано, слишком рано, приучили вы дух к стройности, но мне и многим другим дали ощущенье жизни в предысторические годы, когда мысль жаждет единства и стройности, когда выпрямляется позвоночник века, когда сердцу нужнее всего красная кровь аорты! Разве Каутский Тютчев? Разве дано ему вызывать космические ощущенья («и паутинки тонкий волос дрожит на праздной борозде»)? А представьте, что для известного возраста и мгновенья Каутский тот же Тютчев, то есть источник космической радости, податель сильного и стройного мироощущенья, мыслящий тростник и покров, накинутый над бездной.»

Вряд ли кто-нибудь еще посвящал столь поэтичные слова политической программе, как это сделал Осип Мандельштам во своих воспоминаниях об «Эрфуртской программе», одном из самых известных и, вместе с тем, незаслуженно забытом произведении Карла Каутского. Мы оцифровали этот бесценный труд и написали небольшую заметку о том, почему любому марксисту будет полезно прочитать программу немецких социал-демократов 130-летней давности.

https://kyrgsoc.org/zachem-chitat-erfurtskuyu-programmu/
Мы продолжаем работу над статьями, посвященными бедственному и отсталому положению современного Кыргызстана и причинам, которые привели к оному. На сей раз речь пойдёт о политической идеологии страны, которая весьма ярко выразилась в недавно принятом Жогорку Кенешем пакете неолиберальных реформ, призванных вытащить страну из коронавирусного кризиса. Причем сделано это было без малейшего внимания общественности. А между тем, принятые меры угрожают ввергнуть в нищету огромную часть населения, окончательно добив и без того слабую экономику.

Возможным это стало благодаря господствующей в Кыргызстане начиная с 90-х годов доктрины неолиберализма, исходя из которой и принимаются законопроекты и экономические программы. И по нашему мнению, это является одной из важнейших причин, почему Кыргызстан откатывается всё дальше и дальше в своём развитии.

В статье мы показываем, как именно сформировалось господство неолиберализма в нашей стране, чем на самом деле является неолиберальная идеология и почему необходимо как можно скорее от неё отказаться.

#кыргызстан #экономика #периферия #неолиберализм

https://kyrgsoc.org/neoliberalizm-s-kyrgyzskim-liczom/