Почему польский сейм поблагодарил русского монарха?
🔹В церковный праздник Петра и Павла в Беларуси есть, что вспомнить о царе Петре I. Так уже сложилось за последние годы, что о российском монархе в Беларуси стало принято говорить только в негативном смысле. Вспоминать взрыв Софии Полоцкой, убийство полоцких монахов-униатов. В нашем канале уже разбирались эти спорные моменты и показывались шаткие основания обвинений российского монарха.
🔹Однако споры есть и будут, это естественно. Но заметим, что современники событий вспоминали действия Петра Великого в Речи Посполитой не столь категорично и даже… с благодарностью.
🔹Обратим внимание на такой факт: польский сейм 1717 г. («Немой») устами специальной сеймовой комиссии поблагодарил русского монарха за умиротворение государства. Факт это известный, но разве только специалистам, о нем как-то не принято упоминать, как, впрочем, и о том, что бедствия Северной войны в ВКЛ – это бедствия не столько внешней, сколько домашней войны.⤵️
#Интересные_факты
🔹В церковный праздник Петра и Павла в Беларуси есть, что вспомнить о царе Петре I. Так уже сложилось за последние годы, что о российском монархе в Беларуси стало принято говорить только в негативном смысле. Вспоминать взрыв Софии Полоцкой, убийство полоцких монахов-униатов. В нашем канале уже разбирались эти спорные моменты и показывались шаткие основания обвинений российского монарха.
🔹Однако споры есть и будут, это естественно. Но заметим, что современники событий вспоминали действия Петра Великого в Речи Посполитой не столь категорично и даже… с благодарностью.
🔹Обратим внимание на такой факт: польский сейм 1717 г. («Немой») устами специальной сеймовой комиссии поблагодарил русского монарха за умиротворение государства. Факт это известный, но разве только специалистам, о нем как-то не принято упоминать, как, впрочем, и о том, что бедствия Северной войны в ВКЛ – это бедствия не столько внешней, сколько домашней войны.⤵️
#Интересные_факты
🔹После победы русского войска у Полтавы сейм Речи Посполитой торжественно подтвердил Нарвский договор 1704 г. и снова выступил против Швеции. Казалось бы, что Россия и Речь Посполитая теперь будут действовать согласно и успешно против Швеции. Но на деле все оказалось сложнее. Видя изменчивость поляков и слабость королевской власти в Речи Посполитой, король Август II ввел на территорию Речи Посполитой большой саксонский корпус. Саксонцы вели себя в Польше как завоеватели. Недовольные их бесчинствами составили в 1715 г. Тарногродскую конфедерацию. Между саксонцами и конфедератами начались стычки. Угроза саксонско-польской войны была вполне реальной.
🔹В этих обстоятельствах поляки позвали на помощь царя Петра I. Соглашаясь быть посредником между враждующими сторонами, царь призывал к примирению. На территорию Польши вошли русские войска, которые хотя и уклонялись от военной помощи той или иной стороне, но своим присутствием сдерживали враждующих. В 1716 г. при участи русского посла князя Г. Ф. Долгорукова были намечены пункты примирения. В 1717 г. Варшавский сейм (т.н. «Немой») подтвердил их. Русскому послу и в его лице русскому государю сеймовая комиссия выразила благодарность за посредническую помощь. Так в очередной раз Россия оказала важную услугу своей соседке.⤵️
#Интересные_факты
🔹В этих обстоятельствах поляки позвали на помощь царя Петра I. Соглашаясь быть посредником между враждующими сторонами, царь призывал к примирению. На территорию Польши вошли русские войска, которые хотя и уклонялись от военной помощи той или иной стороне, но своим присутствием сдерживали враждующих. В 1716 г. при участи русского посла князя Г. Ф. Долгорукова были намечены пункты примирения. В 1717 г. Варшавский сейм (т.н. «Немой») подтвердил их. Русскому послу и в его лице русскому государю сеймовая комиссия выразила благодарность за посредническую помощь. Так в очередной раз Россия оказала важную услугу своей соседке.⤵️
#Интересные_факты
🔹Однако искренняя благодарность в политике – редкая вещь. Король Август II был вынужден вывести саксонцев в течение одного месяца, но русские войска остались еще на два года (конфедераты боялись, что король не исполнит все пункты соглашения). Как только они покинули пределы Речи Посполитой, король в 1719 г. пошел на сепаратные переговоры со Швецией. Стороны согласились вернуться к границам 1660 г.
👉Таким образом, Речь Посполитая отказывалась от всех выгод своего участия в Северной войне после стольких усилий и потерь. Более того, в конце трактата говорилось, что новый союз будет направлен против царя московского. Бывший союзник России скоро забыл об оказанной помощи в трудную минуту. Что ж удивительного в том, что русский царь после решительной победы над шведами при Гренгаме подписал мир со Швецией в 1721 г. без участия Речи Посполитой…
#Интересные_факты
👉Таким образом, Речь Посполитая отказывалась от всех выгод своего участия в Северной войне после стольких усилий и потерь. Более того, в конце трактата говорилось, что новый союз будет направлен против царя московского. Бывший союзник России скоро забыл об оказанной помощи в трудную минуту. Что ж удивительного в том, что русский царь после решительной победы над шведами при Гренгаме подписал мир со Швецией в 1721 г. без участия Речи Посполитой…
#Интересные_факты
🔻По поводу вмешательства России во внутренние дела Речи Посполитой в польской историографии ведутся давние споры, мол, пренебрежение суверенитетом, иностранное влияние и т.д.
🔻Однако в данном случае обе стороны (и король, и конфедераты) просили Петра о посредничестве как союзника. И помощь была оказана. Не лишним при этом будет вспомнить, что поляки в своих политических мечтах в то же время надеялись вернуть себе Киев (амбиций им никогда не надо было занимать), а Петр не воспользовался затруднениями соседнего государства, чтобы приобрести для России часть земель, населенных православными и единокровными людьми. Оценим разницу в подходах.
❗️Почему об этом важно помнить сегодня? Чтобы избегать стереотипов: Россия, империя, захватчица. Не факт: еще и партнер, и даже примиритель. Так было в истории.
#Интересные_факты
🔻Однако в данном случае обе стороны (и король, и конфедераты) просили Петра о посредничестве как союзника. И помощь была оказана. Не лишним при этом будет вспомнить, что поляки в своих политических мечтах в то же время надеялись вернуть себе Киев (амбиций им никогда не надо было занимать), а Петр не воспользовался затруднениями соседнего государства, чтобы приобрести для России часть земель, населенных православными и единокровными людьми. Оценим разницу в подходах.
❗️Почему об этом важно помнить сегодня? Чтобы избегать стереотипов: Россия, империя, захватчица. Не факт: еще и партнер, и даже примиритель. Так было в истории.
#Интересные_факты
Forwarded from Мирсалимова
Сегодня у Всеволода Шимова День Рождения. От всего сердца поздравляю!
Считаю Всеволода Шимова одним из ведущих и интереснейших политологов Беларуси. Очень жаль, что ему пришлось удалить (видимо, под давлением) свой канал "Западнорусская Атлантида", в котором, на мой взгляд, не было ничего крамольного.
Печально, что мы дожили до того, что интеллигентные выдержанные эксперты, сторонники российско-белорусской интеграции, не могут свободно и откровенно выражать своё мнение.
Сегодня у Всеволода Шимова — новый ТГ-канал "Союзная колея". Подписывайтесь, пожалуйста!
"В рамках западнорусской традиции был создан масштабный исторический нарратив, доказывавший, что, несмотря на века обособленного от Великороссии существования в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, белорусы не утратили русского самосознания и культуры, хотя и испытали заметное польское влияние"
Всеволод Шимов, "Западнорусская Атлантида"
https://yangx.top/new_totalis/17440
Считаю Всеволода Шимова одним из ведущих и интереснейших политологов Беларуси. Очень жаль, что ему пришлось удалить (видимо, под давлением) свой канал "Западнорусская Атлантида", в котором, на мой взгляд, не было ничего крамольного.
Печально, что мы дожили до того, что интеллигентные выдержанные эксперты, сторонники российско-белорусской интеграции, не могут свободно и откровенно выражать своё мнение.
Сегодня у Всеволода Шимова — новый ТГ-канал "Союзная колея". Подписывайтесь, пожалуйста!
"В рамках западнорусской традиции был создан масштабный исторический нарратив, доказывавший, что, несмотря на века обособленного от Великороссии существования в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, белорусы не утратили русского самосознания и культуры, хотя и испытали заметное польское влияние"
Всеволод Шимов, "Западнорусская Атлантида"
https://yangx.top/new_totalis/17440
Telegram
Totalis
"В рамках западнорусской традиции был создан масштабный исторический нарратив, доказывавший, что, несмотря на века обособленного от Великороссии существования в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, белорусы не утратили русского самосознания…
Страдали не только средневековые замки
Подписчица спрашивает о разрушениях замков во время Северной войны. Конечно, замки пострадали в ходе военных действий. Впрочем, в каждом конкретном случае надо разбираться, кто их разрушал – не свои ли войска в домашней войне.
♦️Но пострадали не только замки. Нельзя забывать, что Речь Посполитая, по крайней мере, с середины XVII в. стала ареной конфессиональной борьбы, в которой православные защищали свою веру от наступления католиков. Для обращения православных была придумана уния как переходная ступень к чистому латинству. При поддержке государственной власти уния насаждалась насилием над совестью и личностью православного населения, включая белорусов. Надо отдать должное царю Петру I – он не остался при этом сторонним наблюдателем. Да и можно ли было остаться равнодушным?
♦️Из мемориала, поданного польскому двору российским посланником князем Долгоруким в 1720 г. :
«В 1715 г. в Оршанском повете, Лукомского монастыря игумена греческого исповедания Варлаама и нескольких монахов князь Лукомской, приехав в тот монастырь со многими людьми, бив мучительски, из того монастыря выгнал вон, а особенно тому игумену и другому с ним иеромонаху в ругательство головы, бороды и усы обрив, и по жестоких побоях, вытаща их за ноги, за монастырь бросить велел, от чего тот игумен вскоре потом и умер; и так князь Лукомской тот монастырь отняв у монахов со всей утварью, вещами церковными, пожитками, книгами и письмами монастырскими, отдал униатам […].⤵️
#Конфессиональная_история_Белоруссии
Подписчица спрашивает о разрушениях замков во время Северной войны. Конечно, замки пострадали в ходе военных действий. Впрочем, в каждом конкретном случае надо разбираться, кто их разрушал – не свои ли войска в домашней войне.
♦️Но пострадали не только замки. Нельзя забывать, что Речь Посполитая, по крайней мере, с середины XVII в. стала ареной конфессиональной борьбы, в которой православные защищали свою веру от наступления католиков. Для обращения православных была придумана уния как переходная ступень к чистому латинству. При поддержке государственной власти уния насаждалась насилием над совестью и личностью православного населения, включая белорусов. Надо отдать должное царю Петру I – он не остался при этом сторонним наблюдателем. Да и можно ли было остаться равнодушным?
♦️Из мемориала, поданного польскому двору российским посланником князем Долгоруким в 1720 г. :
«В 1715 г. в Оршанском повете, Лукомского монастыря игумена греческого исповедания Варлаама и нескольких монахов князь Лукомской, приехав в тот монастырь со многими людьми, бив мучительски, из того монастыря выгнал вон, а особенно тому игумену и другому с ним иеромонаху в ругательство головы, бороды и усы обрив, и по жестоких побоях, вытаща их за ноги, за монастырь бросить велел, от чего тот игумен вскоре потом и умер; и так князь Лукомской тот монастырь отняв у монахов со всей утварью, вещами церковными, пожитками, книгами и письмами монастырскими, отдал униатам […].⤵️
#Конфессиональная_история_Белоруссии
♦️С 1715 по сей 1720 год в Белорусской епархии в разное время от разной шляхты, ксендзов и униатов превращено насильно в унию: в имениях княгини Нейбургской в местечках Невель, Себеж, Копысь и в селах 40 церквей; в экономии Могилёвской, в сёлах Гладкове, Куровщизне, Благовичах, Прудку, Плещицах 5 церквей; в имениях витебского каштеляна Огинского, в сёлах Микулине, Люзне, Вруте и в волости Любавицкой 5 церквей; в повете Оршанском, вразных шляхетских имениях 20 церквей. Священники же тех церквей греческого исповедания, которые не захотели унии принять отогнаны прочь, а иные, не хотя лишиться домов своих и пропитания, принуждены от великого насилия против воли своей принять унию, и при тех церквях остались».
👉И это далеко не исчерпывающее свидетельство о чинимых над православными белорусами шляхетских беззакониях. Последних было множество – тайных и явных, но одинаково безнаказанных.
#Конфессиональная_история_Белоруссии
👉И это далеко не исчерпывающее свидетельство о чинимых над православными белорусами шляхетских беззакониях. Последних было множество – тайных и явных, но одинаково безнаказанных.
#Конфессиональная_история_Белоруссии
Православные не находили иного выхода, как обращаться с просьбами к российскому монарху. Так, в 1718 г. ему было подано прошение от белорусских монастырей: Виленского, Евейского, Крайского, Брестского, Слуцкого, Минского, Борисовского, Новодворского, Сурдегского, Купятицкого, Кутеинского, Буйницкого, Мстиславского, Соломерецкого, Марковского, Могилёвского, Шкловского, Горецкого, Полоцкого, Друцкого, Дисненского, Крыжборского, Невельского, Вохорского, Гривенского, Барколабовского, Мазаловского, Костюновского. Игумены и монахи этих обителей просили одного: защиты от насилия со стороны католиков.
♦️Царь Пётр I хорошо знал об этих насилиях. Не даром с приближением русской армии униатское духовенство бежало подальше в Польшу, а шляхта напускала на себя вид смирения и своей уступчивостью и обходительностью старалась выслужиться у российского монарха. В 1710 г. царь уже имел повод назначить в Могилёв специального комиссара стольника Богуслава Шпиневского для защиты православных от нападений со стороны католиков. Не раз затем Пётр I писал к королю Речи Посполитой Августу II строгие послания с требованием обеспечить православным свободу богослужения и неприкосновенность их храмов. В 1720 г. король даже выдал грамоту с подтверждением прав православных и сохранением за ними Белорусской епархии с центром в Могилёве.
👉 Православные стали рассматриваться в Речи Посполитой как агенты иностранного влияния? Что ж им было делать? К кому обращаться, если законы в стране не действовали? И потом: разве эти православные не были белорусами, такими же жителями, как и униаты? Опасна конфессиональная вражда своими последствиями...
#Конфессиональная_история_Белоруссии
♦️Царь Пётр I хорошо знал об этих насилиях. Не даром с приближением русской армии униатское духовенство бежало подальше в Польшу, а шляхта напускала на себя вид смирения и своей уступчивостью и обходительностью старалась выслужиться у российского монарха. В 1710 г. царь уже имел повод назначить в Могилёв специального комиссара стольника Богуслава Шпиневского для защиты православных от нападений со стороны католиков. Не раз затем Пётр I писал к королю Речи Посполитой Августу II строгие послания с требованием обеспечить православным свободу богослужения и неприкосновенность их храмов. В 1720 г. король даже выдал грамоту с подтверждением прав православных и сохранением за ними Белорусской епархии с центром в Могилёве.
👉 Православные стали рассматриваться в Речи Посполитой как агенты иностранного влияния? Что ж им было делать? К кому обращаться, если законы в стране не действовали? И потом: разве эти православные не были белорусами, такими же жителями, как и униаты? Опасна конфессиональная вражда своими последствиями...
#Конфессиональная_история_Белоруссии
Комиссар Игнатий Рудаковский на защите прав православных
🔹Известно, что законы в Речи Посполитой плохо соблюдались. Захваты православных храмов и перевод их в унию не прекращались. В 1722 г. Луцкий латинский епископ и Пинский униатский епископ насильственно захватили все православные церкви в Пинске и Пинском повете, до 20 тыс. прихожан были объявлены униатами. В 1722 г. для рассмотрения жалоб и защиты православных в Могилев, по распоряжению царя, был направлен комиссар Игнатий Рудаковский.
🔹Одновременно российский монарх писал в Рим, указывая на гонения на православных в Речи Посполитой и предупреждая, что в случае их продолжения будет вынужден запретить католическому духовенству служение в Российской империи. Заступничество царя и решительные действия его комиссара вынудили короля Августа II привлечь латинского епископа к суду за пинские беспорядки.⤵️
#Конфессиональная_история_Белоруссии
🔹Известно, что законы в Речи Посполитой плохо соблюдались. Захваты православных храмов и перевод их в унию не прекращались. В 1722 г. Луцкий латинский епископ и Пинский униатский епископ насильственно захватили все православные церкви в Пинске и Пинском повете, до 20 тыс. прихожан были объявлены униатами. В 1722 г. для рассмотрения жалоб и защиты православных в Могилев, по распоряжению царя, был направлен комиссар Игнатий Рудаковский.
🔹Одновременно российский монарх писал в Рим, указывая на гонения на православных в Речи Посполитой и предупреждая, что в случае их продолжения будет вынужден запретить католическому духовенству служение в Российской империи. Заступничество царя и решительные действия его комиссара вынудили короля Августа II привлечь латинского епископа к суду за пинские беспорядки.⤵️
#Конфессиональная_история_Белоруссии
🔹Благодаря действиям Игнатия Рудаковского многие храмы в Белоруссии удалось возвратить православным. В ответ на это католические шляхтичи схватили епископа Могилевского Сильвестра и комиссара Игнатия Рудаковского в Орше, нанесли им побои и продержали обоих некоторое время под стражей. На российского комиссара сыпались также жалобы российскому посланнику при королевском дворе. Но Рудаковский действовал непреклонно.
🔹Так, он сообщал в письме 25 марта 1723 г. :
«По завершении в Пинске комиссии, едучи в Могилёв по пути, посещал я монастыри и церкви веры греческого исповедания, в напастях, у бедах и в гонении бывшие, и как мог им помогал. Величайшие трудности мне были в Минске. Ибо монастырь православный от униатов в гонении и утеснении бывший, где архимандрит униатский, именем Любенецкий, забыв страх Божий, поймав монаха веры благочестивой, остриг на поругание святого закона, а другого мещанина именем Сопешку силой принудил к вере римской, и когда тот от неё отрёкся, за то огню его предать хотели, и я взял его под охрану, а на названного архимандрита писал митрополиту (униатскому) Кишке и провинциалу униатскому».
🔹После смерти Петра I в 1725 г. Игнатий Рудаковский, много сделавший для православных белорусов, был отозван в Россию.
#Конфессиональная_история_Белоруссии
🔹Так, он сообщал в письме 25 марта 1723 г. :
«По завершении в Пинске комиссии, едучи в Могилёв по пути, посещал я монастыри и церкви веры греческого исповедания, в напастях, у бедах и в гонении бывшие, и как мог им помогал. Величайшие трудности мне были в Минске. Ибо монастырь православный от униатов в гонении и утеснении бывший, где архимандрит униатский, именем Любенецкий, забыв страх Божий, поймав монаха веры благочестивой, остриг на поругание святого закона, а другого мещанина именем Сопешку силой принудил к вере римской, и когда тот от неё отрёкся, за то огню его предать хотели, и я взял его под охрану, а на названного архимандрита писал митрополиту (униатскому) Кишке и провинциалу униатскому».
🔹После смерти Петра I в 1725 г. Игнатий Рудаковский, много сделавший для православных белорусов, был отозван в Россию.
#Конфессиональная_история_Белоруссии
🔹Подавая свои жалобы российскому монарху, православные жители Белой Руси не надеялись на справедливость законов Речи Посполитой, на правительственные комиссии по рассмотрению их жалоб. Всё это, они по опыту знали, было напрасно.
🔹Самой надёжной гарантией было бы русское оружие, военные команды, размещённые в городах по восточной границе. На такую помощь намекали многие просители. Хотя царь Пётр I не мог пойти на такое открытое вмешательство в дела соседней державы, но за его твёрдым словом королю и сейму чувствовалась сила, с которой им приходилось считаться.
🔹Гонения на православных в Белоруссии не прекратились, но внимание Петра Великого к ним стало примером для будущих решительных мер императрицы Екатерины II.
👉Поэтому есть за что белорусам добрым словом вспомнить великого русского монарха.
#Конфессиональная_история_Белоруссии
🔹Самой надёжной гарантией было бы русское оружие, военные команды, размещённые в городах по восточной границе. На такую помощь намекали многие просители. Хотя царь Пётр I не мог пойти на такое открытое вмешательство в дела соседней державы, но за его твёрдым словом королю и сейму чувствовалась сила, с которой им приходилось считаться.
🔹Гонения на православных в Белоруссии не прекратились, но внимание Петра Великого к ним стало примером для будущих решительных мер императрицы Екатерины II.
👉Поэтому есть за что белорусам добрым словом вспомнить великого русского монарха.
#Конфессиональная_история_Белоруссии
Петр Великий в народной памяти белорусов
🔻Разговор о русском монархе будет неполным, если не сказать несколько слов о том, каким отложился он в памяти народной.
🔻Понятно, что в памяти реальные исторические события обрастают легендами и становятся непохожими на действительность. Так, суровость Северной войны запомнилась многочисленными могилами и оборонными валами, которые получили название «шведских», хотя бы они при этом вовсе не были шведскими, а были древними курганами или городищами века металлов или даже неолита…
🔻Однако в памяти народной важна оценка исторического лица, то живое впечатление, которое сохранилось и передавалось из уст в уста. В академическом сборнике «Легенды і паданні» под ред. М.Я. Гринблата (Минск, 1983) на страницах 240-251 находим немало народных впечатлений о Петре Великом.⤵️
#Интересные_факты
🔻Разговор о русском монархе будет неполным, если не сказать несколько слов о том, каким отложился он в памяти народной.
🔻Понятно, что в памяти реальные исторические события обрастают легендами и становятся непохожими на действительность. Так, суровость Северной войны запомнилась многочисленными могилами и оборонными валами, которые получили название «шведских», хотя бы они при этом вовсе не были шведскими, а были древними курганами или городищами века металлов или даже неолита…
🔻Однако в памяти народной важна оценка исторического лица, то живое впечатление, которое сохранилось и передавалось из уст в уста. В академическом сборнике «Легенды і паданні» под ред. М.Я. Гринблата (Минск, 1983) на страницах 240-251 находим немало народных впечатлений о Петре Великом.⤵️
#Интересные_факты
📍В частности, в различных преданиях замечается справедливость русского монарха, его близость простому человеку и грозность для вельможи-вора или предателя. Царь прощает проступки солдата, хвалит смекалку простого кузнеца и воспитывает тунеядца-монаха.
📍Шведы в народных преданиях запомнились как татары: грабители, кощунники над православной верой, напрасные жестокоделатели.
📍Простые люди спасались от шведов бегством, а при случае оказывали и сопротивление (как та легендарная женщина, что вылила на шведского солдата кипяток).
📍Наконец, в легендах и преданиях русские войска рассматриваются как свои, союзные, которые противостоят врагам-шведам.
👉Личность царя в этих простонародных рассказах исключительно положительная, не такая, какой ее изображают современные белорусские закрашиватели «белых» пятен.
#Интересные_факты
📍Шведы в народных преданиях запомнились как татары: грабители, кощунники над православной верой, напрасные жестокоделатели.
📍Простые люди спасались от шведов бегством, а при случае оказывали и сопротивление (как та легендарная женщина, что вылила на шведского солдата кипяток).
📍Наконец, в легендах и преданиях русские войска рассматриваются как свои, союзные, которые противостоят врагам-шведам.
👉Личность царя в этих простонародных рассказах исключительно положительная, не такая, какой ее изображают современные белорусские закрашиватели «белых» пятен.
#Интересные_факты
Страницы_из_Коялович_Лекции_по_истории_Западной_России.pdf
884.3 KB
В чем заключается смысл белорусской истории (кратко)?
Одна из подписчиц спросила, можно ли кратко (в одном посте) изложить белорусскую историю. Задача, конечно, не тривиальная. Поэтому озадачусь указанием смысла, а не содержания.⤵️
#Как_читать_историю
Одна из подписчиц спросила, можно ли кратко (в одном посте) изложить белорусскую историю. Задача, конечно, не тривиальная. Поэтому озадачусь указанием смысла, а не содержания.⤵️
#Как_читать_историю
В чем же заключается смысл белорусской истории (кратко)?
Сначала надо сделать оговорку о смысле истории как таковом. В настоящее время стало модным говорить, что смысл истории имеет чисто субъективный характер. Выходит, для одних есть один смысл, для других – другой смысл. Ищи, какой смысл тебе выгоден, то и будет смысл истории. Не вдаваясь пока в критику такого похода, хочется сказать, что никакой субъективный смысл (трактовки событий) не отменяет объективный смысл (связь событий, их ход, сознание участников). Так что выступаю за общезначимый смысл.
🔹Кратко же сказано у историка-белоруса М. О. Кояловича: «Западнорусская историческая жизнь есть просто жизнь народа, отстаивающего свою народность и веру и ищущего свободного их развития» (Лекции по истории Западной России. М. 1864. С. 15). Иными словами: белорусская история есть осмысление себя в цивилизационном противостоянии между европейскими Западом и Востоком. 👉В этом и заключается ее специфика и интерес для исследователя.
#Как_читать_историю
Сначала надо сделать оговорку о смысле истории как таковом. В настоящее время стало модным говорить, что смысл истории имеет чисто субъективный характер. Выходит, для одних есть один смысл, для других – другой смысл. Ищи, какой смысл тебе выгоден, то и будет смысл истории. Не вдаваясь пока в критику такого похода, хочется сказать, что никакой субъективный смысл (трактовки событий) не отменяет объективный смысл (связь событий, их ход, сознание участников). Так что выступаю за общезначимый смысл.
🔹Кратко же сказано у историка-белоруса М. О. Кояловича: «Западнорусская историческая жизнь есть просто жизнь народа, отстаивающего свою народность и веру и ищущего свободного их развития» (Лекции по истории Западной России. М. 1864. С. 15). Иными словами: белорусская история есть осмысление себя в цивилизационном противостоянии между европейскими Западом и Востоком. 👉В этом и заключается ее специфика и интерес для исследователя.
#Как_читать_историю
Институт президентства был создан в Беларуси...
Anonymous Quiz
10%
Декларацией о суверенитете 27 июля 1990 г.
68%
Конституцией, принятой Верховным Советом РБ 15 марта 1994 г.
6%
Республиканским референдумом 1995 г.
7%
Республиканским референдумом 1996 г.
9%
Соглашением о создании СНГ 8 декабря 1991 г.
Любопытная "Правда" от декабриста Пестеля. В школьном учебнике декабристам посвящен едва ли не целый параграф, а вот взгляды их на белорусов не излагаются. Но, как видим, один из лидеров считал белорусов русскими людьми⤵️
Forwarded from шушпинчик
Русская правда — конституционный проект русского офицера и руководителя Южного общества декабристов Павла Ивановича Пестеля от 1823 года. Издание: Санкт-Петербург, 1906 г.
Ссылка: clck.ru/3BuNvV
Ссылка на текст: clck.ru/3BuP2D
Ссылка: clck.ru/3BuNvV
Ссылка на текст: clck.ru/3BuP2D