В Сердце Азии
2.17K subscribers
2.72K photos
567 videos
4 files
832 links
加入频道
Занятно, но одна народная коммуна, скотоводческая сохранилась в Тибете и по сей день. 70% жителей местности Га Цо (噶措) в своё время высказались против раздела земли и скота, да так с тех пор старым порядком и живут
https://www.sohu.com/a/260080214_663098
Тибетское отделение Буддийской ассоциации Китая выступило с предложением урегулировать ритуал "дарения жизни" выпуска живых существ.
В документе отмечается, что сейчас для этого часто используют завозных рыб, на привыкших к местным условиям. Такое "дарение жизни" оборачивается почти гарантированным убийством существ.
Буддийская ассоциация предостерегает от самовольнго выпуска рыбы, такой ритуал должен проводиться по согласованию с государственными ведомствами и в определённых акваториях. Использовать для ритуала стоит лишь местные породы рыб, а выпускать их - как можно ближе к поверхности воды, чтобы существа не травмировались в процессе "дарения жизни"
https://m.thepaper.cn/newsDetail_forward_10804770
Но вообще ритуалы в Тибете бывают разные. В том числе и вино-водочное подношение например
Forwarded from Dambiev
Just a nice pic.. истребитель МиГ-29UPG ВВС Индии в тибетском Ладакхе.
Пять копеек про неожиданное явление Джека Ма народу. То есть, что да как с самим Ма не знаю, а вот о празднике Лаба есть пара мыслей.
Действительно, этот светлый день как бы связан с просветлением Будды. Правда, согласно более распространённой точке зрения, просветление, рождение и уход в нирвану у Будды Шакьямуни произошли в один день - майское полнолуние (или полнолуние пятого месяца по другим календарям). Тут есть разные точки зрения, но вспоминать историю с Просветлением в 12-м месяце это, вроде бы, только китайская история. Там буддийская традиция наложилась на местные представления, например на жертвоприношения лацзи (腊祭). Более того, тот праздник преимущественно северокитайский, тогда как на юге Лаба отмечают гораздо реже.
Кроме того Лаба - праздник семейный и на него обычно дома собираются, а для путешествий ( в т.ч. и чтобы навестить родню) есть Чуньцзе - китайский Новый год, который будет уже совсем скоро. То есть, если бы Джек Ма собирался показать, что он отмечает праздник Лаба в штатном режиме, то скорее всего сидел бы с семьёй и уплетал бы кашу, а не собирался на самый юг.
Сейчас, конечно, мир не тот что прежде например многие россияне непрочь выбраться в Новый год подальше от снега и елей и поближе к морю и пальмам, хотя бы на тот же Хайнань.
UPD. Кстати, вроде в этот день регулярно проводит в Санье награждения сельских учителей, но всё же, способ и место празднования в послании Ма выглядят странновато. Вот я о чём
Бесполезный утренний факт - Байден в КНРовском варианте тибетского записывается как Пээ Тэн (པའེ་ཏེང) Чем то похоже на французского маршала-изменника
"Меня спрашивали давным-давно, когда я виделся с Си Цзиньпином. Это было на Тибетском плато" - в такой интересной атмосфере Байден Си рассказал про веру Америки в возможности.
Фото вроде как из 2011 года, когда Си бы ещё вице-председателем. И подписано "outside Chengdu", то бишь Байден, скорее всего. ездил не в ТАР, а в один из сычуаньских тибетских округов
https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3118611/biden-recalls-telling-chinas-xi-jinping-us-about-possibilities
Благодарность правительству США внезапно на мероприятии Ассоциации Индо-Тибетской дружбы.
В общем-то, мало ли на свете проамериканских организаций? Много, да практически во всех странах найдутся. Но ITFA, похоже, пытается сподвигнуть индийское руководство к тому, чтобы на тибетском направлении действовать всецело в фарватере политики США...
https://indiaeducationdiary.in/indo-tibetan-friendship-association-itfademanded-bharat-ratan-to-dalai-lama/
В 1911 году после Синьхайской революции от Цинской империи отвалилось много чего на окраинах. А после 1917-го, когда рухнула монархия в России, Китай активно принялся возвращать утраченное. В Урянхайский край отправился выпускник юрфака СПбГу Янь Шичао. Удивительный командующий, один из самых успешных китайских военачальников того времени. А чего он учился в Питере, когда это не было мейнстримом, когда и по каких обстоятельствах умер - неизвестно. Даже фото так просто не найти, а в русскочзычных текстах он обозначен как Ян Шичао, хотя он именно Янь (严)
А в Улясутае, судя по этой карте, стоял Чэнь И (陈毅)- полный тёзка знаменитого маршала НОАК
В общем, в это непростое время китайцам удалось взять под контроль свыше миллиона кв.км цинских земель и упразднить автономию Внешней Монголии.
Но ненадолго, да и действовали китайские отряды очень несогласованно. Флотилия речных сторожевиков не смогла до холодов пройти по Амуру и с приключениями зимовала в Николаевске.
Барон Унгерн со своей Азиатской конной дивизией отступил от красных в Монголию и взятием Урги разрушил китайцам всю логистика. В Туве Янь Шичао добивали уже красные партизаны, а Маймайчэн Кяхтинский штурмовали подразделения Сухэ-Батора.
В итоге Монголия оказалась в орбите российского влияния, но сохранила независимость, Тува вообще вошла в состав РСФСР. А Тибет в двадцатые внешних вторжений избежал, но уже в другую каденцию остался без внешних заступников и в итоге попал в состав КНР
Индийский журналист Виджай Кранти, уже полвека наблюдающий за происходящим в Тибете, выступил с большой статьёй о перспективах Индии в условиях нынешней "холодной войны" КНР и США. И даже конкретные предложения сформулировал.
Некоторые выглядят весьма спорными, например вот: "Индия имеет полное юридическое и моральное право заявить пекинскому руководству, что, поскольку Китай заявляет претензии на индийскую землю только в силу своей насильственной оккупации и присутствия на земле «третьей страны», то есть Тибета, у него нет прав на предъявлять претензии по вопросам, которые уже были урегулированы между правительствами Тибета и Индии".
Допустим даже, что Дели такое официально заявит. Чем ответит Чжуннаньхай? Скажут мол, эх, дали мы маху, присутствуем на территории третьей страны, надо уходить. а с границей пусть тибетцы и индийцы разбираются? Нет конечно, такое даже и представить себе нельзя. Причём не только при нынешнем руководстве, а при любой дееспособной китайской власти.
Лишний раз позлить Пекин можно, но даже пограничные посты на спорных горах от этого не передвинутся, в целом войск НОАК в Тибете может и больше стать. Ну и здравые идеи - вроде международного мониторинга проектов, связанных с гидроэнергетикой на Тибетском плато, упоминание об "оккупации" может похоронить
https://www.phayul.com/2021/01/21/45131/
От ютуб канала Redroom полторы тысячи лет истории Тибета за 35 минут;))) Рассказ увлекательный, симпатичная мультипликация и даже кое-какая попытка представить две точки зрения.
Но кмк авторы ролика априорно считают Китай и его влияние злом (хотя появление буддизма связывают целиком с принцессой Вэньчэн)
И состояние независимости представляют неизменным с 7-го века по 20-й. Хотя, конечно, феодальная зависимость тоже для своего времени зависимость, а о своём суверенитете Лхаса так и не объявила. Об этом факте стоит помнить прежде чем обвинять кого-то в непризнании тибетской независимости.
То же и с культурой, которая меняется со временем, и теперь даже у тибетцы в Индии и Бутане живут иначе чем их деды в середине прошлого века.
И вообще, чем ближе к финалу ролика, тем чаще Егор сыплет спорными высказываниями. Например будто нет данных о социально-экономическом строе в Старом Тибете. Есть такие данные и всё больше вводятся в научный оборот. Другое дело, что в основном на китайском, конечно, и у нас их мало кто читает.
Или, что тибетцы голосуют ногами и в Индии им живётся лучше. Это неплохо бы как то подтвердить. На самом деле с конца 80-х существует и обратный поток. А сейчас есть и тибетцы, живущие и работающие по всему Китаю от хайнаньских космодромов до шэньянских заводов.
В, общем, стоит иметь в виду ряд спорных моментов и то, что ролик развлекательный, а не научный. Но именно в таком качестве посмотреть его вполне можно
https://youtu.be/a6U-TWZ7uPI
Не грех вспомнить Владимира Высоцкого. Советский актёр театра и кино, среди прочего, стал голосом монгольского революционера в радиоспектакле "Богатырь монгольских степей". Сказывают, будто раньше он выходил в эфире ежегодно 11 июля к празднику Наадам. А теперь вот по радио практически не услышать, благо в ВК запись существует
Количество подписчиков на канале превысило 777. три семёрки навевают мысли о портвейне, но историй про портвейн и Центральную Азию так сразу не припоминается. А вот про шампанское есть.
В 1954 году Далай-лама повстречался в Пекине с советской делегацией. Один из её участников, Дмитрий Шепилов позже вспоминал: "А. Микоян, как старый шеф этой отрасли, стал сам рассказывать о наших продовольственных богатствах. Затем он снял со стенда бутылку шампанского и протянул её Далай-ламе. Я увидел на лице своего спутника глубокое замешательство: как быть? Ведь он всё-таки божество, лишь временно носящее человеческую оболочку, приличествует ли ему принимать шампанское?

Микоян:

— Берите, берите. Замечательное шампанское. Попробуйте. Не хуже французского.

Далай-лама как-то судорожно протянул обе руки вперёд и взял бутылку. Сначала он прижал её к груди. Бросив тревожный взгляд на лица вокруг, он, должно быть, решил, что богу держать бутылку с пьянящим нектаром на груди неприлично. Тогда он так же судорожно опустил обе руки с бутылкой вниз. Я предложил Далай-ламе передать бутылку мне с тем, что она будет доставлена ему после осмотра выставки в резиденцию. Далай-лама с благодарностью вручил мне злополучную бутылку, и я передал её одному из наших охранников для отправки в ламскую резиденцию"
Дмитрию Трофимовичу эта история вскоре кармически аукнулась - в июне 1957-го он поддержал Молотова, Кагановича и Маленкова, обвинивших Хрущёва в попытке установить собственный культ личности. Однако Хрущёв тогда устоял и победил, а его критиков назвали "Антипартийной группой". В газетах появился оборот "Антипартийная группа и примкнувший к ним Шепилов". Это выражение стало своего рода мемом. Если в те годы компания собиралась распить на троих бутылку водочки и к ним присоединялся четвёртый, то такого человека называли "...и примкнувший к ним Шепилов".
Ликвидация безграмотности. Фото из статьи про восстание 1959-го, так что, скорее всего, примерно в те года. У учащихся ещё не книги-учебники, а листы-печа, подобные тем, на которых записывались религиозные тексты
Кстати вот слово "печа" на русский перевести сложновато. Вроде и книга, но тибетская народная. А поскольку литературы кроме религиозной не было, то в основном на таких носителях - узких длинных листах без переплёта записывались именно буддийские тексты. Наверное и любые другие можно так оформить, но, в общем, услышав слово "печа" (དཔེ་ཆ) тибетец скорее представит то, что на первой картинке. А словом "дэб" (དེབ) назовёт книгу западного образца с обложкой и переплётом. Пусть в ней даже будет написано что-то буддийское. Сам поддерживаю точку зрения Тамары Илюхиной о том, чтоб оставить слово "печа" как есть, это сразу поможет понять о чём именно речь идёт
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Позавчера три тысячи солдат НОАК отправились в Тибет чартерными рейсами гражданских авиалиний