Наследие Золотой Орды – новая выставка
🏹В музее-заповеднике «Судакская крепость» открылась временная
выставка
🏰В Консульском замке музея-заповедника «Судакская крепость» при
поддержке Министерства культуры Республики Крым открылась временная выставка «Наследие Золотой Орды, приуроченная к 800-летию образования Золотой Орды.
✒Директор музея-заповедника «Судакская крепость» Светлана Емец
открывая выставку, отметила, что коллекция из музейных фондов,
демонстрирующая наследие Золотой Орды, представлена впервые. Собрание из двухсот раритетных музейных предметов XIII-XV веков позволяет глубже понять культуру и быт человека того времени.
🗯Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Татьяна Конова провела первую кураторскую экскурсию по выставке.
❗В начале XIII века в Центральной Азии образовалось раннефеодальное
государство под руководством Чингисхана. В 1223 году войска Золотой
Орды впервые атаковали Сугдею, что нанесло удар по торговым связям
города с другими регионами.
🌐Во второй раз татары прибыли в Крым, ставший частью Крымского
улуса Золотой Орды, в 1239 году под предводительством Батыя. Начиная с1249 года в Судаке начали собирать дань. Татарские набеги способствовали укреплению конкурентной генуэзской Кафы (современная Феодосия), которая стала центром генуэзского влияния в регионе.
⭐С середины XIII до конца XV века Крым находился под властью
Золотой Орды, которая распалась в XVI веке, давая начало новым
государствам.
🐴В первой части экспозиции выставлены предметы, связанные с конной амуницией. Здесь мы погружаемся в культуру верховой езды, которая занимала важное место в быту кочевников. В витрине можно увидеть элементы конской узды, пряжки от сбруи, путы, подковы, шип для крепления конской сбруи, составную подвеску, бляху конского оголовья, демонстрирующие своей красотой материальное положение наездника.
🛡Погружаясь в мир кочевников, мы сталкиваемся с их орудиями,
которые становились помощниками и защитниками в бурной жизни.
Следующий раздел выставки посвящён оружию и инструментам. Здесь
можно увидеть три топора разных размеров, форма которых схожа на
полумесяц, кирку-топор.
💎В этом волнующем блоке выставки мы погружаемся в ювелирный мир. Изящество, запечатленное в тонкостях древнего орнамента каждого из артефактов, завораживает. Витки времени словно оживают в металлических линиях украшений, даруя возможность прикоснуться к тому неповторимому веку, когда искусство было неотъемлемой частью быта.
⚱В витринах с керамическими изделиями перед зрителями
разворачивается повседневная жизнь и быт людей в средние века. Эти
предметы демонстрируют мастерство гончаров через многообразие форм. Здесь представлены кумганы и кувшины, фрагменты миниатюрного сосуда, дорожный кумган. Кумганы, использовавшиеся для ритуального омовения перед молитвой, напоминают о важности очищения души и тела перед встречей с божественным.
⚔Следующий тематический блок включает фрагменты из металла, среди
которых – нижняя часть наконечника копья, окончания клинка сабли,
фрагменты серпов, тесло-мотыжка, ручка казана, крюк петлевидный,
наконечники стрел, пулы и ножи. Эти предметы показывают высокий уровень металлургического искусства кочевников, а также разнообразие инструментов, использовавшихся в труде и защите, необходимой для выживания в суровых реалиях жизни.
🔑Посетители глубоко погрузились в историю города. Узнали многие
факты о жизни, культуре и традициях народа этого периода.
Выставка «Наследие Золотой Орды» заставляет задуматься о силе
древней Солдайи. В вихре исторических перипетий, когда город погружался в тень упадка и разрушения под гнетом Золотой Орды, его судьба, несомненно, обрелась в необычайном противоречии. С одной стороны, эти времена терзали стены города, с другой стороны, именно в этот смутный час Солдайя, обретя новую силу, поднялась, как феникс из пепла, став стратегически важным узлом на Великом Шелковом пути.
🏹В музее-заповеднике «Судакская крепость» открылась временная
выставка
🏰В Консульском замке музея-заповедника «Судакская крепость» при
поддержке Министерства культуры Республики Крым открылась временная выставка «Наследие Золотой Орды, приуроченная к 800-летию образования Золотой Орды.
✒Директор музея-заповедника «Судакская крепость» Светлана Емец
открывая выставку, отметила, что коллекция из музейных фондов,
демонстрирующая наследие Золотой Орды, представлена впервые. Собрание из двухсот раритетных музейных предметов XIII-XV веков позволяет глубже понять культуру и быт человека того времени.
🗯Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Татьяна Конова провела первую кураторскую экскурсию по выставке.
❗В начале XIII века в Центральной Азии образовалось раннефеодальное
государство под руководством Чингисхана. В 1223 году войска Золотой
Орды впервые атаковали Сугдею, что нанесло удар по торговым связям
города с другими регионами.
🌐Во второй раз татары прибыли в Крым, ставший частью Крымского
улуса Золотой Орды, в 1239 году под предводительством Батыя. Начиная с1249 года в Судаке начали собирать дань. Татарские набеги способствовали укреплению конкурентной генуэзской Кафы (современная Феодосия), которая стала центром генуэзского влияния в регионе.
⭐С середины XIII до конца XV века Крым находился под властью
Золотой Орды, которая распалась в XVI веке, давая начало новым
государствам.
🐴В первой части экспозиции выставлены предметы, связанные с конной амуницией. Здесь мы погружаемся в культуру верховой езды, которая занимала важное место в быту кочевников. В витрине можно увидеть элементы конской узды, пряжки от сбруи, путы, подковы, шип для крепления конской сбруи, составную подвеску, бляху конского оголовья, демонстрирующие своей красотой материальное положение наездника.
🛡Погружаясь в мир кочевников, мы сталкиваемся с их орудиями,
которые становились помощниками и защитниками в бурной жизни.
Следующий раздел выставки посвящён оружию и инструментам. Здесь
можно увидеть три топора разных размеров, форма которых схожа на
полумесяц, кирку-топор.
💎В этом волнующем блоке выставки мы погружаемся в ювелирный мир. Изящество, запечатленное в тонкостях древнего орнамента каждого из артефактов, завораживает. Витки времени словно оживают в металлических линиях украшений, даруя возможность прикоснуться к тому неповторимому веку, когда искусство было неотъемлемой частью быта.
⚱В витринах с керамическими изделиями перед зрителями
разворачивается повседневная жизнь и быт людей в средние века. Эти
предметы демонстрируют мастерство гончаров через многообразие форм. Здесь представлены кумганы и кувшины, фрагменты миниатюрного сосуда, дорожный кумган. Кумганы, использовавшиеся для ритуального омовения перед молитвой, напоминают о важности очищения души и тела перед встречей с божественным.
⚔Следующий тематический блок включает фрагменты из металла, среди
которых – нижняя часть наконечника копья, окончания клинка сабли,
фрагменты серпов, тесло-мотыжка, ручка казана, крюк петлевидный,
наконечники стрел, пулы и ножи. Эти предметы показывают высокий уровень металлургического искусства кочевников, а также разнообразие инструментов, использовавшихся в труде и защите, необходимой для выживания в суровых реалиях жизни.
🔑Посетители глубоко погрузились в историю города. Узнали многие
факты о жизни, культуре и традициях народа этого периода.
Выставка «Наследие Золотой Орды» заставляет задуматься о силе
древней Солдайи. В вихре исторических перипетий, когда город погружался в тень упадка и разрушения под гнетом Золотой Орды, его судьба, несомненно, обрелась в необычайном противоречии. С одной стороны, эти времена терзали стены города, с другой стороны, именно в этот смутный час Солдайя, обретя новую силу, поднялась, как феникс из пепла, став стратегически важным узлом на Великом Шелковом пути.
Балканский циклон принесет в Крым сильные дожди.
В понедельник, 7 октября, погоду в Крыму будут определять атмосферные фронты Балканского циклона, повсеместно пройдут дожди, местами сильные с грозами. Ветер юго-западный с переходом на северо-западный 8-13 м/с, днем местами 15-20 м/с. Минимальная температура воздуха существенно не изменится; максимальная понизится на 3-4°.
Гидрометцентр Крыма.
#природа #погода
В понедельник, 7 октября, погоду в Крыму будут определять атмосферные фронты Балканского циклона, повсеместно пройдут дожди, местами сильные с грозами. Ветер юго-западный с переходом на северо-западный 8-13 м/с, днем местами 15-20 м/с. Минимальная температура воздуха существенно не изменится; максимальная понизится на 3-4°.
Гидрометцентр Крыма.
#природа #погода
Хроника. Как надо бороться с конокрадством?
ЯЛТА. Въ таврической губерніи опрашиваются въ настоящее время сельскія общества въ цъляхъ выясненія взглядовъ населенія на мьры борьбы съ конокрадствомъ. Оригинальное мньніе высказало общество деревни Вознесенки. Дословно оно гласить сльдующее: "Если поймають вора на мьсть кражи, немедленно лишить жизни; подозръваемыхъ же въ кражъ убивать только тогда, когда обнаружится дъиствительно, что онъ воръ". Нечего говорить, что о примьненіи такой мъры въ дъйствительности не можеть быть ръчи. Мнъніе показываеть только, какъ могуть раздражить населеніе конокрады.
Нижегородская земская газета №12 (1903)
#хроника #литература #документы
ЯЛТА. Въ таврической губерніи опрашиваются въ настоящее время сельскія общества въ цъляхъ выясненія взглядовъ населенія на мьры борьбы съ конокрадствомъ. Оригинальное мньніе высказало общество деревни Вознесенки. Дословно оно гласить сльдующее: "Если поймають вора на мьсть кражи, немедленно лишить жизни; подозръваемыхъ же въ кражъ убивать только тогда, когда обнаружится дъиствительно, что онъ воръ". Нечего говорить, что о примьненіи такой мъры въ дъйствительности не можеть быть ръчи. Мнъніе показываеть только, какъ могуть раздражить населеніе конокрады.
Нижегородская земская газета №12 (1903)
#хроника #литература #документы
Проводник горного клуба (Ялта)
Автор фото - Петр Веденисов.
Петр Иванович Веденисов (1866-1937) окончил московскую консерваторию в 1888 году и вскоре приехал в Ялту, где очень быстро вошел в число самых интересных людей города. Пианист-профессионал, он часто выступал как солист. Занимался краеведением, метеорологией и фотографией, умел делать и цветные автохромы на стекле. Особенно хороши они были на экране, куда проецировались с помощью проекционного фонаря. Обычно музыкальные вечера проходили с использованием автохромов Веденисова. Петр Иванович организовал первый в Ялте ансамбль домреистов из учащихся Ялтинской Александровской мужской гимназии. Репетиции часто проходили в доме Веденисова на Аутской (ныне Кирова).
Сохранилось 150 цветных стеклянных пластин Петра Веденисова, созданных с 1909 по 1914 гг.
#Ялта #ретро #Веденисов
Автор фото - Петр Веденисов.
Петр Иванович Веденисов (1866-1937) окончил московскую консерваторию в 1888 году и вскоре приехал в Ялту, где очень быстро вошел в число самых интересных людей города. Пианист-профессионал, он часто выступал как солист. Занимался краеведением, метеорологией и фотографией, умел делать и цветные автохромы на стекле. Особенно хороши они были на экране, куда проецировались с помощью проекционного фонаря. Обычно музыкальные вечера проходили с использованием автохромов Веденисова. Петр Иванович организовал первый в Ялте ансамбль домреистов из учащихся Ялтинской Александровской мужской гимназии. Репетиции часто проходили в доме Веденисова на Аутской (ныне Кирова).
Сохранилось 150 цветных стеклянных пластин Петра Веденисова, созданных с 1909 по 1914 гг.
#Ялта #ретро #Веденисов
Forwarded from Новости астрономии, физики, и других наук (Мебельная Фабрика "Симчис")
Forwarded from Новости астрономии, физики, и других наук (Мебельная Фабрика "Симчис")
В ночь с 8 на 9 октября - максимум метеорного потока Дракониды. В этом году родительская комета приближается к Перигелию, возможен всплеск активности потока!
Название метеорного потока происходит от созвездия Дракона, где находится радиант — точка на небе, откуда, как кажется наблюдателю, вылетают метеоры. Дракониды состоят, по сути, из роя мельчайших частичек, отколовшихся от кометы 21Р/Джакобини — Циннера, и продолжающих движение по орбите. Именно эти частицы, попадая в атмосферу Земли, вспыхивают, а потом сгорают. Открытая в 1900 году комета имеет период обращения вокруг Солнца около 6,5 лет. Диаметр ее ядра– два километра.
Как считают исследователи, подобная, нестабильная, активность потока свидетельствует о сравнительной молодости Драконид. Мы еще довольно плохо знаем распределение вещества в кометном рое, что порождает данный поток. Поэтому – так трудно спрогнозировать величину активности потока на тот, или иной год.
Максимум потока Драконид приходится на ночь с 8 на 9 октября. Обычно этот поток невыразителен, давая около 3-5, до 15 метеоров в час. Однако в отдельные годы, в 1933 и 1946 в ночи максимума наблюдались настоящие метеорные дожди – до нескольких тысяч метеоров в час! В 1952, 1985 и 1998 годах можно было увидеть сотни метеоров в час.
Интересный всплеск активности произошел и в 2018 году: наблюдатели зафиксировали вспышку в районе 22 часов UT 8 октября (час ночи 9 октября по Мск). Моделирование показало, что показатель ZHR (Зенитное часовое число) метеорного потока во время данной вспышки активности доходило до 100, но основная масса зафиксированных метеоров была именно на пределе разрешения человеческого глаза, более-менее ярких было лишь несколько метеоров. Так что данный поток может преподнести неожиданность в любой год наблюдения, в том числе и в текущем, 2024 году. Дело в том, что родительское тело потока, комета 21Р/Джакобини сейчас приближается к своему перигелию (ближайшей точки орбиты к Солнцу), который она пройдет 25 марта 2025 года. Т.е., 2024 – отличный шанс уловить очередной всплеск максимума потока!
Созвездие Дракона в наших широтах, незаходящее. А, следовательно, и радиант метеорного потока будет выше горизонта на протяжении всей ночи. Но – с начала ночи и до 5 утра высота радианта будет уменьшаться. Луна, близкая к фазе первой четверти, зайдет за горизонт районе в 20:30 местного времени (учитываю + 1 декретного времени в РФ), так что у нас в распоряжении практически вся ночь для наблюдений!
Радиант потока находится, практически, в астеризме «Голова Дракона», по которому, мы, наблюдатели, любим определять предельную звездную – условия видимости. Его легко найти на небе (см. приложенные скрины и ссылку).
Ложиться лучше ногами на Север.
Особенность Драконидов является очень большая доля тусклых метеоров (в пределах 4-5 звездных величин),поэтому крайне важно при наблюдении Драконид выбрать место с минимальной городской засветкой. Если есть возможность – лучше уехать на эти три-четыре часа ночных наблюдений куда-то за город, так, чтобы свет населенного пункта не мешал Вам видеть великолепное зрелище, которое порождает в атмосфере Земли частички кометы Джакобини - Циннера.
#метеоры #наблюдения #дракониды
Название метеорного потока происходит от созвездия Дракона, где находится радиант — точка на небе, откуда, как кажется наблюдателю, вылетают метеоры. Дракониды состоят, по сути, из роя мельчайших частичек, отколовшихся от кометы 21Р/Джакобини — Циннера, и продолжающих движение по орбите. Именно эти частицы, попадая в атмосферу Земли, вспыхивают, а потом сгорают. Открытая в 1900 году комета имеет период обращения вокруг Солнца около 6,5 лет. Диаметр ее ядра– два километра.
Как считают исследователи, подобная, нестабильная, активность потока свидетельствует о сравнительной молодости Драконид. Мы еще довольно плохо знаем распределение вещества в кометном рое, что порождает данный поток. Поэтому – так трудно спрогнозировать величину активности потока на тот, или иной год.
Максимум потока Драконид приходится на ночь с 8 на 9 октября. Обычно этот поток невыразителен, давая около 3-5, до 15 метеоров в час. Однако в отдельные годы, в 1933 и 1946 в ночи максимума наблюдались настоящие метеорные дожди – до нескольких тысяч метеоров в час! В 1952, 1985 и 1998 годах можно было увидеть сотни метеоров в час.
Интересный всплеск активности произошел и в 2018 году: наблюдатели зафиксировали вспышку в районе 22 часов UT 8 октября (час ночи 9 октября по Мск). Моделирование показало, что показатель ZHR (Зенитное часовое число) метеорного потока во время данной вспышки активности доходило до 100, но основная масса зафиксированных метеоров была именно на пределе разрешения человеческого глаза, более-менее ярких было лишь несколько метеоров. Так что данный поток может преподнести неожиданность в любой год наблюдения, в том числе и в текущем, 2024 году. Дело в том, что родительское тело потока, комета 21Р/Джакобини сейчас приближается к своему перигелию (ближайшей точки орбиты к Солнцу), который она пройдет 25 марта 2025 года. Т.е., 2024 – отличный шанс уловить очередной всплеск максимума потока!
Созвездие Дракона в наших широтах, незаходящее. А, следовательно, и радиант метеорного потока будет выше горизонта на протяжении всей ночи. Но – с начала ночи и до 5 утра высота радианта будет уменьшаться. Луна, близкая к фазе первой четверти, зайдет за горизонт районе в 20:30 местного времени (учитываю + 1 декретного времени в РФ), так что у нас в распоряжении практически вся ночь для наблюдений!
Радиант потока находится, практически, в астеризме «Голова Дракона», по которому, мы, наблюдатели, любим определять предельную звездную – условия видимости. Его легко найти на небе (см. приложенные скрины и ссылку).
Ложиться лучше ногами на Север.
Особенность Драконидов является очень большая доля тусклых метеоров (в пределах 4-5 звездных величин),поэтому крайне важно при наблюдении Драконид выбрать место с минимальной городской засветкой. Если есть возможность – лучше уехать на эти три-четыре часа ночных наблюдений куда-то за город, так, чтобы свет населенного пункта не мешал Вам видеть великолепное зрелище, которое порождает в атмосфере Земли частички кометы Джакобини - Циннера.
#метеоры #наблюдения #дракониды
Telegram
Новости астрономии, физики, и других наук
Астеризм Голова Дракона
Или как оценить предельную звездную величину.
Чтобы сориентироваться, насколько засветка мешает вам наблюдать звезды, надо определить предельную видимую в данный момент в данной местности звездную величину - насколько тусклые звезды…
Или как оценить предельную звездную величину.
Чтобы сориентироваться, насколько засветка мешает вам наблюдать звезды, надо определить предельную видимую в данный момент в данной местности звездную величину - насколько тусклые звезды…
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
"Песнь любви" крымского оленя.
Сейчас у них - период гона...
Обязательно смотреть со звуком!
А какие у оленя рога!!!
Видео от группы "Крымская Фотоохота" в VK
#природа
Сейчас у них - период гона...
Обязательно смотреть со звуком!
А какие у оленя рога!!!
Видео от группы "Крымская Фотоохота" в VK
#природа
Евпатория. Магазин "Малыш". 1975 год.
Автор - ?
Что то знакомое, но не пойму, где именно находился этот магазин. Не подскажет ли кто либо адрес? Чтобы в описании к фото указать.
#Евпатория #ретро
Автор - ?
Что то знакомое, но не пойму, где именно находился этот магазин. Не подскажет ли кто либо адрес? Чтобы в описании к фото указать.
#Евпатория #ретро
Симферополь. Только что сданный в эксплуатация Центральный Рынок. 1958 год
В 1812 году во время эпидемии чумы базар, прежде расположенный в районе улиц Караимская, Одесская, был вынесен за городскую черту, да так там и остался, получив название Большой базар. Торговое место находилось в районе нынешних площади Ленина и парка Тренева, на так называемой Базарной площади. В центре площади действовал фонтан, из которого водовозы набирали воду и развозили ее по всему городу.
В 60-х годах XX ст., к очередному юбилею революции, было решено снести базар, благоустроить территорию и построить здание Совета министров. Поэтому в 1958 году в Симферополе рынок Центральный перенесли на небольшую площадь, расположенную неподалеку на пересечении улиц Козлова, Субхи, Севастопольской и пр. Кирова.
Рынок представлял собой площадку размерами 200 х 200 м, для удобства торгующих и покупателей были установлены прилавки, сделан навес, защищающий от солнца.
#Симферополь #ретро
В 1812 году во время эпидемии чумы базар, прежде расположенный в районе улиц Караимская, Одесская, был вынесен за городскую черту, да так там и остался, получив название Большой базар. Торговое место находилось в районе нынешних площади Ленина и парка Тренева, на так называемой Базарной площади. В центре площади действовал фонтан, из которого водовозы набирали воду и развозили ее по всему городу.
В 60-х годах XX ст., к очередному юбилею революции, было решено снести базар, благоустроить территорию и построить здание Совета министров. Поэтому в 1958 году в Симферополе рынок Центральный перенесли на небольшую площадь, расположенную неподалеку на пересечении улиц Козлова, Субхи, Севастопольской и пр. Кирова.
Рынок представлял собой площадку размерами 200 х 200 м, для удобства торгующих и покупателей были установлены прилавки, сделан навес, защищающий от солнца.
#Симферополь #ретро
Сокровища археологии Крыма. Идол из Верхоречья.
Из фондов Центрального музея Тавриды.
Описание см. ниже.
#археология #история #сокровища #Симферополь
Из фондов Центрального музея Тавриды.
Описание см. ниже.
#археология #история #сокровища #Симферополь
Сокровища археологии Крыма. Идол из Верхоречья.
Каждый, входящий в холл Центрального музея Тавриды, буквально сталкивается взглядом с каменным идолом. Этикетка представляет его как антропоморфную стелу начала 2 тысячелетия до новой эры. Значит, идолу уже исполнилось 4 тысячи лет, и он является ровесником самой высокой пирамиды Египта. Антропоморфная – это человекообразная. Появление и распространение монументальной скульптуры у европейских пастухов эпохи бронзы можно объяснить усилением религиозных культов, связанных с почитанием родовых предков и племенных вождей. Последних, как правило, после смерти обожествляли и в пределах их захоронений устанавливали идолов, которые символизировали прародителя в частности и его род в целом.
Обычно это – скульптуры или стелы, изготовленные из уплощенных тщательно обработанных каменных блоков, представляющие стилизованное изображение человеческой фигуры с выступом «головой» и, иногда, с упрощенно-символическими прорисовками на «теле». Нижняя часть стел, как правило, обтесанная на конус, предназначалась для вкапывания в землю.
Видимо только незначительное число антропоморфных стел использовалось в качестве объектов поклонения (идолов). Как показывают археологические исследования, большинство стел служили плитами перекрытия ям-могил, сверху которых насыпался курганный холм. Похороны – самый древний из религиозных обрядов человечества, он сопровождался множеством ритуальных церемоний. В качестве образа предка в церемониях участвовали и антропоморфные стелы, по завершении обряда они погребались вместе с умершим, как бы запечатывая его могилу (фотографии усопших на современных кладбищенских стелах и на поминальном столе не что иное, как обряд многотысячелетней давности). Условия погребального обряда диктовали определенные каноны изображений на стелах. Плотно закрытый рот или даже отсутствие его; сложенные на груди безвольные руки указывают на то, что изображен именно покойник. Намеренное отсутствие портретной индивидуальности, выступ-головка со схематичной «личиной», общий абрис человеческой фигуры, должны были представлять воплощение духа-предка в виде фаллического символа.
«Декор» на стелах предназначался зрителям современникам, которые в условиях отсутствия письменности читали его как повествование. В большинстве антропоморфные стелы всех европейских культур представляют собой стилизованные фигуры с подчеркнуто-выраженной символикой военизированной власти, что в свою очередь указывает на повсеместное распространение и утверждение социальных устоев патриархата.
Антропоморфная стела Центрального музея Тавриды была найдена случайно при прокладке траншеи в лесном урочище села Верхоречье в 1967 году. Изготовлена она из твердого местного диорита, моделировка дана подтеской, низким рельефом и тщательной шлифовкой.
Каждый, входящий в холл Центрального музея Тавриды, буквально сталкивается взглядом с каменным идолом. Этикетка представляет его как антропоморфную стелу начала 2 тысячелетия до новой эры. Значит, идолу уже исполнилось 4 тысячи лет, и он является ровесником самой высокой пирамиды Египта. Антропоморфная – это человекообразная. Появление и распространение монументальной скульптуры у европейских пастухов эпохи бронзы можно объяснить усилением религиозных культов, связанных с почитанием родовых предков и племенных вождей. Последних, как правило, после смерти обожествляли и в пределах их захоронений устанавливали идолов, которые символизировали прародителя в частности и его род в целом.
Обычно это – скульптуры или стелы, изготовленные из уплощенных тщательно обработанных каменных блоков, представляющие стилизованное изображение человеческой фигуры с выступом «головой» и, иногда, с упрощенно-символическими прорисовками на «теле». Нижняя часть стел, как правило, обтесанная на конус, предназначалась для вкапывания в землю.
Видимо только незначительное число антропоморфных стел использовалось в качестве объектов поклонения (идолов). Как показывают археологические исследования, большинство стел служили плитами перекрытия ям-могил, сверху которых насыпался курганный холм. Похороны – самый древний из религиозных обрядов человечества, он сопровождался множеством ритуальных церемоний. В качестве образа предка в церемониях участвовали и антропоморфные стелы, по завершении обряда они погребались вместе с умершим, как бы запечатывая его могилу (фотографии усопших на современных кладбищенских стелах и на поминальном столе не что иное, как обряд многотысячелетней давности). Условия погребального обряда диктовали определенные каноны изображений на стелах. Плотно закрытый рот или даже отсутствие его; сложенные на груди безвольные руки указывают на то, что изображен именно покойник. Намеренное отсутствие портретной индивидуальности, выступ-головка со схематичной «личиной», общий абрис человеческой фигуры, должны были представлять воплощение духа-предка в виде фаллического символа.
«Декор» на стелах предназначался зрителям современникам, которые в условиях отсутствия письменности читали его как повествование. В большинстве антропоморфные стелы всех европейских культур представляют собой стилизованные фигуры с подчеркнуто-выраженной символикой военизированной власти, что в свою очередь указывает на повсеместное распространение и утверждение социальных устоев патриархата.
Антропоморфная стела Центрального музея Тавриды была найдена случайно при прокладке траншеи в лесном урочище села Верхоречье в 1967 году. Изготовлена она из твердого местного диорита, моделировка дана подтеской, низким рельефом и тщательной шлифовкой.
Наш идол вполне классический. Он не имеет рта, следовательно, нем, что прямо относит его к потустороннему миру, и только очертания камня передают образ некоего человека предка. Предок этот был, видимо, славным воином и плодовитым мужем, о чем и повествуют изображения. В руках он держит крепкий натянутый лук; за левым плечом – длинный колчан со стрелами; за правым – сумка, или это зашифрованный образ дома, мы еще поговорим об этом; за широким поясом – прекрасной формы каменный полированный топорик на длинной ручке. Перед нами далеко не скромный пастух или робкий землепашец. Это образ героя вождя, сочетающего в себе функции земной власти и небесного покровителя. Внизу изваяния изображены два человечка – мужчина и женщина как бы выходящие из самой Земли, они и есть настоящие прародители народа, который поклонялся этому идолу.
Выше и условно изображена еще одна пара, но уже бесполых человечков, вероятно это духи умерших прародителей, стремящихся вверх к небесному покровителю всего живого, к тому, которого и олицетворяет верхняя часть идола. Люди смертны, они уходят в иной мир, но племя ширится и богатеет, потому что кони плодятся, а видимо они являлись эквивалентом богатства этого древнего крымского народа – парочка лошадок как раз изображена на почетном центральном месте изваяния. По спине идола как бы идут вверх две горные косули – самка и самец, и это лишний раз подчеркивает, что перед нами воплощенный образ божества, ответственного за воспроизводства даже диких животных на Земле. Его небесность подчеркивается и крыльями-ребрами, высеченными по бокам стелы.
Теперь о квадрате с острым длинным выступом на верхней грани, который мы интерпретировали как сумку: в ученой среде есть мнение, что так зашифрована некая «хижина-храм», которая в комплексе с разнополой парочкой животных должна ассоциироваться с женским божеством воспроизводства жизни (аналоги находят в месопотамской культуре). Все это очень и очень туманно, но в очередной раз указывает на безграничные возможности мысли в деле ассоциативных связей и интерпретаций, особенно если рассматриваемый предмет окутан тайной тысячелетий. Хотя… Уж слишком эта «сумка» схематична передана, колчан со стрелами вон как проработан, стрелы даже можно посчитать. А этот квадрат можно представить и как совочек…
В этом описании мы не сделали великого открытия, однако обратили внимания на маленькую деталь, которую маститые исследователи, как правило, не замечают. Мы говорим о «лошадках» на лицевой стороне стелы. В эпоху бронзы главным животным, символом одомашнивания были бык и корова. А для пастушьих племен степей Евразии бык, как главная тягловая сила, олицетворял еще и жизненную необходимость, базовое богатство. Так причем здесь лошади? Заметим, что всего в Северном Причерноморье найдено чуть больше 20 антропоморфных стел с различным декором, и на двух из них, Керсоноском (Днепропетровск) и Верхореченском, изображены лошади и квадраты-сумки. Конь в то далекое время было животное полудикое, нервное, и не столь выносливое как бык, верховой узды и тем более седла еще не придумали, единственно, куда могли впрягать лошадей – это в легкие боевые колесницы военной элиты. Так что изображение коня недвусмысленно указывает на самый знатный статус нашего идола. Напоследок напомним, что первым европейским народом, оседлавшим коня и доскакавшим до Египта стали киммерийцы – прямые потомки пастухов эпохи бронзы, поклонявшихся каменным идолам.
Источник: https://tavrida-museum.ru/rarities/idol/
#археология #история #сокровища #Симферополь
Выше и условно изображена еще одна пара, но уже бесполых человечков, вероятно это духи умерших прародителей, стремящихся вверх к небесному покровителю всего живого, к тому, которого и олицетворяет верхняя часть идола. Люди смертны, они уходят в иной мир, но племя ширится и богатеет, потому что кони плодятся, а видимо они являлись эквивалентом богатства этого древнего крымского народа – парочка лошадок как раз изображена на почетном центральном месте изваяния. По спине идола как бы идут вверх две горные косули – самка и самец, и это лишний раз подчеркивает, что перед нами воплощенный образ божества, ответственного за воспроизводства даже диких животных на Земле. Его небесность подчеркивается и крыльями-ребрами, высеченными по бокам стелы.
Теперь о квадрате с острым длинным выступом на верхней грани, который мы интерпретировали как сумку: в ученой среде есть мнение, что так зашифрована некая «хижина-храм», которая в комплексе с разнополой парочкой животных должна ассоциироваться с женским божеством воспроизводства жизни (аналоги находят в месопотамской культуре). Все это очень и очень туманно, но в очередной раз указывает на безграничные возможности мысли в деле ассоциативных связей и интерпретаций, особенно если рассматриваемый предмет окутан тайной тысячелетий. Хотя… Уж слишком эта «сумка» схематична передана, колчан со стрелами вон как проработан, стрелы даже можно посчитать. А этот квадрат можно представить и как совочек…
В этом описании мы не сделали великого открытия, однако обратили внимания на маленькую деталь, которую маститые исследователи, как правило, не замечают. Мы говорим о «лошадках» на лицевой стороне стелы. В эпоху бронзы главным животным, символом одомашнивания были бык и корова. А для пастушьих племен степей Евразии бык, как главная тягловая сила, олицетворял еще и жизненную необходимость, базовое богатство. Так причем здесь лошади? Заметим, что всего в Северном Причерноморье найдено чуть больше 20 антропоморфных стел с различным декором, и на двух из них, Керсоноском (Днепропетровск) и Верхореченском, изображены лошади и квадраты-сумки. Конь в то далекое время было животное полудикое, нервное, и не столь выносливое как бык, верховой узды и тем более седла еще не придумали, единственно, куда могли впрягать лошадей – это в легкие боевые колесницы военной элиты. Так что изображение коня недвусмысленно указывает на самый знатный статус нашего идола. Напоследок напомним, что первым европейским народом, оседлавшим коня и доскакавшим до Египта стали киммерийцы – прямые потомки пастухов эпохи бронзы, поклонявшихся каменным идолам.
Источник: https://tavrida-museum.ru/rarities/idol/
#археология #история #сокровища #Симферополь
Иванов М.М.
В Старом Крыму
Из альбома рисунков и акварелей. 1783
Бумага, акварель, перо. 19 x 30,2
Инв.номер: Р-30074
Из фондов: Русский Музей. С.-Петербург
#живопись #графика #искусство #Иванов #СтарыйКрым
В Старом Крыму
Из альбома рисунков и акварелей. 1783
Бумага, акварель, перо. 19 x 30,2
Инв.номер: Р-30074
Из фондов: Русский Музей. С.-Петербург
#живопись #графика #искусство #Иванов #СтарыйКрым