Komi | Bjarma
442 subscribers
701 photos
19 videos
26 files
396 links
Bjarma | Bjarmaland | Biarmia | Perämaa

Bjarma tajö jevropalön asyv-vojvyvsa kanmu.
Kanalys sylön koľan, ӧnіja da loktan kad jylyś.

Бьярма — страна на северо-востоке Европы.
Канал о её прошлом, настоящем и будущем.
加入频道
Karimo Aarno. "Perymsa jen" (1929 vo).

Аарно Каримо. "Пермский бог" (1929 год).
"Luzdorsa Las-Vegas"

В мире есть города, специализирующиеся на индустрии развлечений: Макао, Монте-Карло, Лас-Вегас. На границе Бьярмы может появится подобный город. Конечно, быть или не быть ему в том или ином месте должны решать жители ближайших населённых пунктов, но наиболее вероятным вариантом для строительства такого города является юго-западная часть Прилузского района, недалеко от села Летка.

1) Особый правовой режим.
От многих моральных норм город будет свободен, но некоторые правила в нём должны строго соблюдаться. Естественно, они зачастую будут отличаться от тех, что приняты в Бьярме в целом, ведь в других её городах не будет такого потока людей и огромного числа заведений.

2) Свободный въезд.
Люди, приезжающие в "Прилузский Лас-Вегас", не должны тратить своё время на многократные проверки документов и прочее. Но периметр города должен быть под контролем, поскольку наверняка у некоторых возникнет мысль свободно посетить и другие города Бьярмы с той или иной целью.

3) Минимальные налоги.
Бизнес в городе развлечений должен чувствовать себя комфортно, чтобы максимальный комфорт могли почувствовать люди, пользующиеся его услугами.

4) Транспортная доступность.
- Через Летку проходит автотрасса Сыктывкар — Киров.
- Рядом проходит железнодорожная ветка Котлас — Киров.
- Недалеко должен быть построен аэропорт, готовый принимать большой поток людей и связанный с городом быстрым сообщением (скоростной экспресс или что-то в этом роде). Цены на перелёт в "Прилузский Лас-Вегас" и обратно должны частично оплачиваться прибылью игорных заведений. Таким образом, билет станет значительно дешевле обычного.

5) Бесплатная земля для застройки.
Облик "Прилузского Лас-Вегаса" во многом будет определён теми людьми, что будут развивать своё дело в этом месте.

6) Грамотное использование света и тьмы.
Людей могут привлекать как белые ночи летом, так и продолжительное тёмное время суток зимой.
Картина художницы Gambargin (🇦🇺). "Шочынава из Перми Великой" (из серии "Исторически неверные женщины-воины").

(Илыш-Шочын-Ава — верховное женское божество марийского пантеона, в честь которой, судя по всему, и назван персонаж)

Источник: https://www.deviantart.com/gambargin/art/Shochynava-of-Ydzhyt-Permiya-Oksumu-Komi-Zyrian-495031040
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Abu Hamid al'-Garnat'i (1080 vo — 1170 vo)

Арабский путешественник и миссионер из Гранады.
В 1135 году прибыл в Булгар, где жил некоторое время и записал рассказы местных купцов о северных землях.

Предположительный перевод булгарских топонимов:

1) Ару — центральная часть Бьярмы, бассейн реки Вычегда.

2) Вису (Ису, Йосу) — юго-восток Бьярмы, Верхнее Прикамье. Имела активные торговые связи с Булгарией, поставляя на рынок дорогие меха, соль, медные и бронзовые слитки.

3) Йуру — Югра: вогулы (манси) и остяки (ханты) + ненцы (?).

4) Море Мраков — Северный Ледовитый океан.

5) "Земля, с которой никогда не сходит снег" — Уральские горы.
«А у него (Булгара) есть область, жители которой платят харадж (налог, взимающийся с иноверцев за пользование землёй и другой собственностью), между ними и Булгаром месяц пути, называют ее Вису.

И есть другая область, которую называют Ару, в ней охотятся на бобров, и горностаев, и превосходных белок. А день там летом двадцать два часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров.

А за Вису на море Мраков есть область, известная под названием Йура. Летом день у них бывает очень длинным. Так что, как говорят купцы, солнце не заходит сорок дней, а зимой ночь бывает такой же длинной. Купцы говорят, что Мраки недалеко от них и что люди Йура ходят к этому Мраку, и входят в него с факелами, и находят там огромное дерево вроде большого селения, а на нем — большое животное, говорят, что это птица. И приносят с собой товары, и кладет купец свое имущество отдельно, и делает на нем знак, и уходит; затем после этого возвращаются и находят товар, который нужен в их стране. И каждый человек находит около своего товара что-нибудь из тех вещей; если он согласен, то берет это, а если нет, забирает свои вещи и оставляет другие, и не бывает обмана. И не знают, кто такие тe, у кого они покупают эти товары.

А у жителей Йуры нет войны, и нет у них ни верховых, ни вьючных животных — только огромные деревья и леса, в которых много меда, и соболей у них очень много, а мясо соболей они едят. Привозят к ним купцы эти мечи и коровьи и бараньи кости, а в уплату за них берут шкуры соболя и получают от этого огромную прибыль.

А дорога к ним по земле, с которой никогда не сходит снег; и люди делают для ног доски и обстругивают их; длина каждой доски ба, а ширина — пядь. Перед и конец такой доски приподняты над землей, посредине доски место, на которое идущий ставит ногу, в нем отверстие, в котором закреплены прочные кожаные ремни, которые привязывают к ногам. А обе эти доски, которые на ногах, соединены длинным ремнем вроде лошадиных поводьев, его держат в левой руке, а в правой руке — палку длиной в рост человека. А внизу этой палки нечто вроде шара из ткани, набитого большим количеством шерсти 90, он величиной с человеческую голову, но легкий. Этой палкой упираются в снег и отталкиваются палкой позади, как делают моряки на корабле, и быстро двигаются по снегу. И если бы не эта выдумка, то никто не мог бы там ходить, потому что снег на земле вроде песка. не слеживается совсем. И какое бы животное ни пошло по этому снегу, проваливается в него и умирает в нем, кроме собак и легких животных вроде лисицы и зайца, а они проходят по нему легко и быстро. А шкуры лисиц и зайцев в этой стране белеют так, что становятся вроде ваты, таким же образом белеют и волки. В области Булгара их шкурки белеют зимой.

А эти мечи, которые привозят из стран ислама в Булгар, приносят большую прибыль. Затем булгарцы везут их в Вису, где водятся бобры, затем жители Вису везут их в Йуру, и ее жители покупают их за соболиные шкуры, и за невольниц, и невольников. А каждому человеку, живущему там, нужен каждый год меч, чтобы бросить его в море Мраков. И когда они бросят мечи, то Аллах выводит им из моря рыбу вроде огромной горы, которую преследует, желая ее съесть, другая рыба, больше ее во много раз. И спасается маленькая от большой, и приближается к суше, и попадает на место, откуда не может возвратиться в море, и остается там. А большая рыба не может достать меньшую и возвращается в море.

Жителям Вису и Йуру запрещено летом вступать в страну Булгар, потому что когда в эти области вступает кто-нибудь из них, даже в самую сильную жару, то воздух и вода холодеют, как зимой, и у людей гибнут посевы. Это у них проверено. Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы и белы, как лен, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый, как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед.»
Rӧśia Imperiasa kyvjaslӧn mupas (1897 vo)

Карта языков Российской Империи (1897 год)

Данные Первой всеобщей переписи по административно-территориальным единицам. Коми язык — основной в Усть-Сысольском и Яренском уездах Вологодской губернии и в Мезенском уезде Архангельской губернии.

Обращает на себя внимание отсутствие на карте удмуртского, эрзянского и мокшанского языков, не говоря о подозрительно малом распространении татарского и башкирского. Видимо, результаты переписи по ряду пунктов далеки от реальности.
Беспилотная авиация

Развитие разных видов транспорта необходимо для страны с большими расстояниями между населёнными пунктами. Жители Бьярмы должны иметь возможность обучится управлению хотя бы одним из них. Польза от этого неоспорима: от снижения смертности на дорогах до повышения международного престижа (автогонщики за рулём гоночного болида и лётчики за штурвалом пассажирского самолёта — пример людей, чьё мастерство управления транспортным средством зачастую известно далеко за пределами родины).

Однако, сегодня хотелось бы обсудить достаточно новый вид транспорта, который, тем не менее, день за днём доказывает свою эффективность — беспилотные летательные аппараты.

1) Доставка необходимых грузов.
В Бьярме много труднодоступных деревень и сёл, до которых весной и осенью практически невозможно добраться. В экстренных случаях беспилотник вполне может пополнить запасы продовольствия и лекарств, перелетев с грузом через реку или другое препятствие.

2) Контроль за линейными объектами.
Через просторы Бьярмы проходит множество дорог, трубопроводов, ЛЭП. Увы, всё это имеет свойство получать те или иные повреждения. Беспилотники могут оперативно и без лишних затрат найти источник проблемы.

3) Лесное хозяйство.
С беспилотников удобно контролировать ситуацию с лесными пожарами или искать заблудившихся в тайге людей. Ещё одним примером использования может быть посадка леса: теоретически, группа дронов по заранее спланированной траектории может заполнять ряды саженцами быстрее, чем группа людей.

4) Сельское хозяйство.
Современные сельскохозяйственные дроны способны поднимать десятки килограмм, а их многофункциональные камеры могут оценивать даже количество удобрения, внесённого на поле. В сельской местности беспилотники могут стать важными помощниками, значительно повышающими эффективность труда.

5) Строительство.
БПЛА превосходит грузоподъёмный кран хотя бы в том, что не нависает над городом постоянно. В случае приближения сильного ветра дрон просто вернётся на землю, а кран может не устоять при порыве. А ещё это выглядит круто.

Сфера применения беспилотной авиации огромна. БПЛА просты в использовании и не требуют больших затрат. С их помощью можно решать десятки задач в разных сферах деятельности (от коммунальной до научно-исследовательской).
Фрагмент хронологической таблицы из советского школьного учебника "Наш край в истории СССР":

1544 г. — основание Усть-Цилемской слободки.

1567 г. — основание Ижемской слободки.

Конец XVI в. — возникновение Серёговского соляного промысла.

1608 — 1658 гг. — борьба удорских крестьян за землю с монастырём.
1614 г. — выступление крестьян Вымского уезда против денежных сборов на стрелецкий хлеб.
1648 г. — борьба удорских крестьян против винных кабаков.

1730 г. — борьба крестьян Киберской, Межадорской и некоторых других волостей против повышенного ямского сбора.
1739 г. — разгром усадьбы и завода купца Суханова в Усть-Сысольске "разбойными людьми".
1745 г. — архангельский купец Ф. Прядунов с разрешения Берг-коллегии начал добычу нефти на Ухте.

1755 — 1761 гг. — построены в Усть-Сысольском уезде Кажимский, Нювчимский и Нючпасский металлургические заводы.
1773 г. — разгром крестьянами Кажимского завода.
1774 г. — волнения работных людей на Нювчимском заводе.

1788 г. — волнения работных людей на Серёговском солеваренном заводе.

1805 г. — открытие в Яренске уездного народного училища.
1814 г. — волнения крестьян, работавших на погрузке купеческих барок в Ношули.
1814 г. — открытие при Серёговском заводе начальной школы.

1828 г. — открытие приходского училища в Ижме.
1833 — 1838 гг. — волнения крестьян в Ижме.
1841 — 1843 гг. — волнения крестьян в Керосском обществе.
1842 — 1843 гг. — волнения крестьян в Усть-Куломе.
1843 — 1844 гг. — борьба крестьян Вымских волостей за землю с серёговскими землевладельцами.
1843 — 1845 гг. — волнения крестьян в Сотчемском обществе.

1858 — 1859 гг. — волнения крестьян в Керчемском обществе.
1861 — 1863 гг. — волнения крестьян в Мохчинской волости.
1861 — 1862 гг. — волнения рабочих Серёговского завода.
1864 — 1865 гг. — борьба рабочих Кажимских металлургических заводов за изменение условий "освобождения".
1866 г. — проведение реформы государственных крестьян.
1869 г. — начали свою деятельность Усть-Сысольское и Яренское земства.

1875 г. — волнения рабочих на металлургических заводах.
1886 г. — замена оборотной подати выкупными платежами.
90-е гг. XIX в. — начало выступлений крестьян, работавших на лесозаготовках, против лесопромышленников.

1905 г. — в Усть-Цильме, впервые в Коми крае, политссыльные отмечали день международной пролетарской солидарности 1 Мая.
1905 г., июнь — волнения запасных солдат в Усть-Сысольске.
1905 г., ноябрь — волнения рабочих Серёговского завода.
1905 г., конец года — волнения крестьян в Койгородской, Визингской и Шиловской волостях.

1906 г. — первомайская демонстрация в Ижме.
1906 г., 9 мая — политическая демонстрация в Жешарте.
1906 г. — забастовки на рудниках Кажимского завода и на Серёговском заводе.
1906 г. — волнения крестьян в Кажимской, Савиноборской, Усть-Немской, Визингской и некоторых других волостях.

1907 г., 20 февраля — демонстрация и забастовка нювчимских рабочих.
1907 г. — первомайский митинг в Нювчиме.
1907 г. — майская демонстрация и митинг на заводе "Стелла Поларе".
1907 г. — выступления рабочих на Серёговском заводе.
1907 г. — волнения крестьян в Красноборской, Усть-Вымской, Усть-Немской и других волостях.

1909 г. — открытие Усть-Сысольской женской гимназии.
1909 г. — выступления крестьян села Пажги.

1910 г. — забастовка рабочих Осиновского рудника Кажимского завода.

1911 г. — открытие Усть-Сысольской мужской гимназии.
1911 г. — забастовка рабочих Нювчимского завода.

1914 г., апрель — забастовка на Ухтинских нефтепромыслах.
1914 г., август — выступление запасных солдат из крестьян в Усть-Сысольске.

1916 г. — открытие в Усть-Сысольске учительской семинарии.

1917 г., февраль — митинг и демонстрация в Усть-Сысольске в поддержку Февральской буржуазно-демократической революции.
1917 г., апрель — создание в Усть-Сысольске Совета солдатских депутатов, Советов рабочих и служащих на Нювчимском и Нючпасском заводах.
1917 г., 25 октября — Великая Октябрьская Социалистическая революция.

Как мы видим, коми народ имеет давние традиции борьбы за свои права. Нам есть чему поучиться у наших предков в плане отстаивания своих интересов и убеждений.
Реконструкция финно-угорского воина V века, служившего в армии Аттилы. Воссоздано по археологическим находкам в курганной группе Тарасово и Тураевском могильнике.

Источник: https://www.artstation.com/artwork/Vy3rzn
Плакат времён разгара Шиесского протеста (2019 год)
Ćistaľov Ťima Veń (8 / 20.10.1890 vo — 13.10.1939 vo)

(8) 20 октября 1890 года в селе Помоздино родился коми поэт и писатель Тима Вень (Вениамин Тимофеевич Чисталёв).

* * * * *

Śölömöj bördö i śylö,
Viralö bydśama nog:
Tom kadöj lebźöma ylö,
Koľöma paľödtöm šog.

Myj menam olömöj tajö?
Kučöm em — aćym og töd.
Myj na pö vodźyśsö vajö...
Šogysla köť sesśa pöd,

Ńekor oz buraśly śölöm,
Oz volyv kolömly pom,
Oz byrlyv morösyś śylöm —
Śölömöj pyr koľö tom.

Morösöj tyröma šogön,
Pykösys ńekydź oz piśt.
Eśkö nö leććis žö šorön,
No... veśig oz śinva tuś pet.

* * * * *

Сердце то плачет в печали,
То, встрепенувшись, поёт:
Юные дни миновали,
Бедность никак не пройдёт.

Жизнь моя, что ты такое?
Как мне тебя полюбить?
Что ещё будет со мною...
Может, уж лучше не жить,

Если тоска не проходит
И не проходит нужда...
Вновь сердце песню заводит —
Всё же душа молода.

Столько невзгод накопилось,
Больно и тесно в груди.
Слёзы ручьём бы пролились,
Но... где уж, — слезинки не жди.
Лодка (pyž) — незаменимый помощник бьярма

В XIX — XX веках лодки, применявшиеся промысловым населением, подразделялись на 2 типа: долблёнки и дощаники.

Долблёные лодки из осины (реже из пихты) еще недавно были широко распространены на территории Бьярмы. Благодаря малой осадке и небольшому весу они были незаменимы при плавании по малым рекам, их легко можно было доставить в непроточные озера и старицы, перетащить через волоки. На крупных реках, как правило, осиновые долбленки имелись в хозяйстве и при наличии лодок, сшитых из досок, как транспортное средство для мелких притоков и внутренних водоемов.

Лодки, сшитые из досок, обладают большей вместительностью, чем осиновые долблёнки, они более устойчивые, что немаловажно при ловле рыбы сетями. Высокие борта дают возможность плавать на них по большой воде и в ветреную погоду. Размер зависел от назначения.

Некоторые исторические центры изготовления лодок:
- Белозёрская;
- Гам;
- Граддор;
- Ероздино;
- Кряжская (ныне Красная);
- Парчег;
- Часово.
Рем Николаевич Ермолин. "Портрет мастера лодок Д.И. Малышева" (1969 год). Из "Усть-Цилемской серии".
Так мог выглядеть средневековый бьярмийский воин (ок. XI в.)
Josśer

Йоссер — посёлок в Княжпогостском районе Республики Коми. Есть ли потенциал для развития у этого населённого пункта, возле которого сейчас поезда останавливаются на 1 минуту?

Йоссер находится на красивом, ровном и удобном месте. Недалеко проходит водораздел бассейнов главных рек Европейского Севера: Печоры и Вычегды (Северной Двины). Кроме того, если смотреть по основным транспортным путям, то на северо-восток и на юго-запад от Йоссера живёт примерно одинаковое число жителей Республики (по 400 000).
Расстояние между городами Емва и Ухта около 200 км, а между посёлками Синдор и Чиньяворык около 50 км. Развитый населённый пункт между ними как минимум лишним не будет.

Особенности местности позволят превратить Йоссер в современный город с продуманной инфраструктурой и красивой архитектурой. Густая речная сеть Княжпогостского района сможет обеспечить город главным ресурсом — водой.

Сейчас в Сыктывкар и Ухту массово переезжают люди из более депрессивных населённых пунктов. Конечно, в этом вопросе важнее бороться с самой проблемой и предоставлять людям возможности на местах, развивая сёла и небольшие города.
Однако, факт есть факт: многовековые улицы Сыктывкара далеко не всегда справляются с потоками автомобилей. В этом можно обвинять коммунальные службы в частых авариях, можно обвинять "СКАТ" в строительстве "человейников" в неподходящих местах, можно и вовсе обвинять научно-технический прогресс...
А можно решать проблемы комплексно. Именно поэтому Йоссер как новый центр притока людей может быть важен.

Какая может быть специализация у Йоссера?
1) Находясь посередине между крупными населёнными пунктами, Йоссер обеспечивает порядок на участке главного транспортного пути Бьярмы. Вдруг в пути кому-то срочно понадобится помощь, которая не успеет прибыть из Ухты?
2) Поскольку населённый пункт находится в центре распределения населения, в районе Йоссера может находится часть стратегически важных складов с продовольствием и другим содержимым первой необходимости, способным быстро отправиться на юго-запад или северо-восток.
3) В Йоссере может располагаться высокотехнологичное производство. Допустим, филиал компании BjarmaTech, занимающийся выпуском беспилотных летательных аппаратов.

А что если Йоссер и вовсе станет столицей Бьярмы?
И дело здесь не только в красивом названии.
С некоторых точек зрения хорошо, когда столица расположена в центре страны, при этом дороги к ней не перегружены и легко контролируются.
Есть развитые и успешные страны, в которых столица специально создавалась между противоборствующими центрами. К ним относятся, например, Австралия (Канберра между Сиднеем и Мельбурном) и Канада (Оттава между Торонто и Квебеком).

Но какой бы город ни был столицей Бьярмы, он должен развиваться гармонично со всеми остальными частями страны и не превращаться в "витрину". А народные избранники должны быть готовыми принимать важные решения в любом месте, а не только в красивых зданиях с мягкими креслами.
Huďakov Miš Voloď. "Mozynsa vadorjas" (1994 vo).

Владимир Михайлович Худяков. "Берега Мезени" (1994 год).
«Безусловными доказательствами Биармии на территории Пермского края и Республики Коми являются следующие:

1) Известный европейский историк XVIII века Филипп Иоганн Табберт фон Страленберг, который в 1711 году был в качестве пленного на севере Пермского края, ознакомившись с многочисленными предметами сасанидского серебра (тарелками, кувшинами, кофейниками), а также персидскими монетами в коллекциях местных купцов, заключил, что именно на месте Северного Прикамья существовала легендарная страна Биармия.

2) Английский геолог Родерик Импи Мэрчисон выбрал древний корень "берм" в качестве основы для названия отдельного геологического периода, об этом он писал так: "...Мы решились обозначить их (слои — авт.) особым наименованием: оно имеет географический корень и происходит от древнего царства Биармии, или Перми, в пределах и рядом с которыми собраны были очевидные доказательства их самостоятельности". Это старинная геологическая традиция называть геологические периоды по названию местности, где были обнаружены характерные геологические слои и руководящие окаменелости: силур, девон, кембрий... Нет смысла сомневаться в утверждении этих людей, которые обладали при жизни непререкаемым авторитетом и были хронологически "ближе" к Биармии от нас, один на 300, а другой почти на 200 лет.

3) Утверждение В.Н. Татищева, что Биармия находится на Карельском перешейке, вовсе не наносит поражение сторонникам "пермской" версии. Как известно, В.Н. Татищев был историком, но кроме ссылок на документы активно использовал самые разнообразные легенды, эпос коренных народов и устные свидетельства местных жителей, затем придавая им облик исторических фактов. В Северном Прикамье В.Н. Татищев, вероятнее всего, никогда не бывал: там не было горных заводов, поэтому он размещал Биармию на Карельском перешейке, исключительно опираясь на собственные умозаключения.

4) Многочисленные клады серебряной посуды и персидских монет, которые, правда, встречаются на всей территории европейского севера, вплоть до Скандинавии и западной Европы. Но если в Новгородской или Архангельской областях счет кладам и артефактам идет на десятки, то на территории Пермского края за последние 300 лет на... сотни килограммов! Ещё Д.Н. Мамин-Сибиряк, посещая Северное Прикамье, говорил, что потомков в этих землях ожидает "богатая археологическая жатва". "Бытописатель" уральской повседневности с удивлением отмечал, что пермские крестьяне, даже на пороге бедности, кормят домашнюю птицу из серебряных блюд сасанидского серебра, даже не подозревая об их истинной ценности! Известен факт пожара в одном из чердынских имений купца-миллионщика Алина, после которого в подвале вес расплавившегося персидского серебра достигал 16 пудов!

5) Эпосы "Царь Кор" (1913 год) и "Биармия" (1916 год), автором которых является Калистрат Жаков. Однако есть предположение, что автор записал эти старинные предания в чердынских и коми-пермяцких землях, а затем придал им литературную форму. По мнению пермского филолога И.А. Подюкова, система стихосложения названных произведений в точности соответствует имеющей мировую известность карело-финской "Калевале".

6) На средневековых европейских картах, подлинность которых может подвергаться большому сомнению, Биармия размещается на обширной территории от Северной Двины до Урала и даже на севере Норвегии (см. "Carta Marina"), что, по-видимому, отражает известный исторический факт о поселении там королем Хаконом IV беженцев из Биармии в 1240 году. Этот факт также не опровергает нашу "пермскую" версию, а лишь подтверждает факт бегства отдельных групп финно-угорских народов от монгольского нашествия, итогом которого стало уничтожение монголами соседнего с землями финно-угров Булгарского царства в 1239 году.

7) Улица Плеханова в городе Перми до революции 1917 года называлась Биармская.»

— Павел Сергеевич Ширинкин. "К возобновлению полемики о географическом положении скандинавской Биармии (Bjarmaland) на территории Пермского края" (2014 год).