Цезарь носил лавровый венок, чтобы скрыть лысину.
Светоний так описывает Цезаря: «…он был высокого роста, светлокожий, хорошо сложен, лицо чуть полное, глаза черные и живые. Здоровьем он отличался превосходным: лишь под конец жизни на него стали нападать внезапные обмороки и ночные страхи, да два раза во время занятий у него были приступы падучей». Цезарь весьма тщательно следил за своей внешностью и ухаживал за телом: волосы он не только стриг и брил, но и выщипывал, за что его критиковали некоторые современники-моралисты. По словам все того же Светония, Цезарь не выносил безобразившую его лысину. Поэтому он обычно зачесывал поредевшие волосы с темени на лоб, а также с удовольствием воспользовался правом постоянно носить лавровый венок.
Читайте разбор других мифов о Цезаре в «Журнале».
И слушайте наш новый курс о жизни, смерти и бессмертии древнеримского правителя.
Юлий Цезарь. Гравюра. Середина XVII века
© Rijksmuseum
Светоний так описывает Цезаря: «…он был высокого роста, светлокожий, хорошо сложен, лицо чуть полное, глаза черные и живые. Здоровьем он отличался превосходным: лишь под конец жизни на него стали нападать внезапные обмороки и ночные страхи, да два раза во время занятий у него были приступы падучей». Цезарь весьма тщательно следил за своей внешностью и ухаживал за телом: волосы он не только стриг и брил, но и выщипывал, за что его критиковали некоторые современники-моралисты. По словам все того же Светония, Цезарь не выносил безобразившую его лысину. Поэтому он обычно зачесывал поредевшие волосы с темени на лоб, а также с удовольствием воспользовался правом постоянно носить лавровый венок.
Читайте разбор других мифов о Цезаре в «Журнале».
И слушайте наш новый курс о жизни, смерти и бессмертии древнеримского правителя.
Юлий Цезарь. Гравюра. Середина XVII века
© Rijksmuseum
Точно неизвестно, когда был написан «Дон Кихот». В предисловии к роману Сервантес упоминает, что он был «зарожден», когда тот сидел в тюрьме. А что вообще мы знаем о жизни Мигеля де Сервантеса и какие факты из его биографии важны для понимания «Дон Кихота»?
В первой лекции курса рассказываем о происхождении и семейном положении Сервантеса, алжирском плене и его военных успехах, а также о «Лжекихоте», появление которого подстегнуло автора к написанию второй части своего романа. Слушайте на сайте и в «Радио Arzamas».
Курс подготовлен вместе с Театром Наций к премьере спектакля «Дон Кихот» в постановке Антона Фёдорова.
В первой лекции курса рассказываем о происхождении и семейном положении Сервантеса, алжирском плене и его военных успехах, а также о «Лжекихоте», появление которого подстегнуло автора к написанию второй части своего романа. Слушайте на сайте и в «Радио Arzamas».
Курс подготовлен вместе с Театром Наций к премьере спектакля «Дон Кихот» в постановке Антона Фёдорова.
Arzamas
Из курса «Сервантес и „Дон Кихот“»
Арест, ранение, алжирский плен и другие неудачи автора «Дон Кихота»
Новый курс! Про Иеронима Босха и его причудливые, мрачные и светлые картины.
Почему мы так мало знаем о нем и как современники воспринимали его искусство, которое кажется эксцентричным даже сегодня? Что ученые вообще знают о загадочном художнике и сразу ли он начал писать чудовищ?
Всего в курсе три лекции, а читает их искусствовед Алексей Ларионов:
— Каким был Иероним Босх
— Художественный язык Босха (18+)
— Что не так с Иеронимом Босхом
Слушайте первую лекцию бесплатно прямо тут, а курс целиком — по подписке у нас на сайте и в «Радио Arzamas».
Почему мы так мало знаем о нем и как современники воспринимали его искусство, которое кажется эксцентричным даже сегодня? Что ученые вообще знают о загадочном художнике и сразу ли он начал писать чудовищ?
Всего в курсе три лекции, а читает их искусствовед Алексей Ларионов:
— Каким был Иероним Босх
— Художественный язык Босха (18+)
— Что не так с Иеронимом Босхом
Слушайте первую лекцию бесплатно прямо тут, а курс целиком — по подписке у нас на сайте и в «Радио Arzamas».
Arzamas
Странный мир Иеронима Босха
Что мы знаем и чего не знаем о художнике и как современные технологии повлияли на босховедение
Kiasu — болезненный страх не успеть, упустить возможность, оказаться не в теме.
У сингапурцев тревожное состояние киасу возникает из-за страха упустить что-то, оказаться за бортом. Оно связано с идеей соревновательности и подчеркивает настойчивое желание быть не хуже, а лучше других. Это также прилагательное, описывающее человека, который непременно хочет всех опередить, и глагол, обозначающий действие, совершаемое из страха проиграть.
Киасу — не просто тип поведения, но идеология, киасуизм. В 1990-х годах с киасуизмом боролись: в выступлениях парламентариев и министров регулярно звучали призывы опасаться «уродливого сингапурского поведения». Сегодня негативное отношение сменилось уважительным: киасуизм стал частью национальной идентичности. Так, в 2017 году сеть супермаркетов Giant провела онлайн-викторину, чтобы выяснить, в каком районе Сингапура сконцентрировано больше всего киасу (победил Тампинес).
Адепт киасуизма постоянно боится пропустить что-то интересное, оказаться бочью (bo jio, 无招), то есть не приглашенным на мероприятие, куда позвали других. Он испытывает навязчивое желание входить в любые формы социальной коммуникации (например, ходить на все вечеринки), конкурировать и покупать дорогие вещи, подчеркивающие его крутизну и высокий статус.
Слушайте выпуск цикла «Слова культур» про 11 понятий, без которых немыслим Сингапур.
Улица. Сингапур, 2021 год
© Galen Crout / Unsplash
У сингапурцев тревожное состояние киасу возникает из-за страха упустить что-то, оказаться за бортом. Оно связано с идеей соревновательности и подчеркивает настойчивое желание быть не хуже, а лучше других. Это также прилагательное, описывающее человека, который непременно хочет всех опередить, и глагол, обозначающий действие, совершаемое из страха проиграть.
Киасу — не просто тип поведения, но идеология, киасуизм. В 1990-х годах с киасуизмом боролись: в выступлениях парламентариев и министров регулярно звучали призывы опасаться «уродливого сингапурского поведения». Сегодня негативное отношение сменилось уважительным: киасуизм стал частью национальной идентичности. Так, в 2017 году сеть супермаркетов Giant провела онлайн-викторину, чтобы выяснить, в каком районе Сингапура сконцентрировано больше всего киасу (победил Тампинес).
Адепт киасуизма постоянно боится пропустить что-то интересное, оказаться бочью (bo jio, 无招), то есть не приглашенным на мероприятие, куда позвали других. Он испытывает навязчивое желание входить в любые формы социальной коммуникации (например, ходить на все вечеринки), конкурировать и покупать дорогие вещи, подчеркивающие его крутизну и высокий статус.
Слушайте выпуск цикла «Слова культур» про 11 понятий, без которых немыслим Сингапур.
Улица. Сингапур, 2021 год
© Galen Crout / Unsplash
Новый «Зачем я это увидел?»! Его герой — советский художник Виктор Попков, чье имя не так известно, но многие его работы стали классическими для сурового стиля.
Кирилл и Илья обсуждают «несоветскость» Попкова, его самую известную картину «Строители Братска», травмы, положенные в основу сурового стиля, и колористику, которая зачастую может сделать из хорошего произведения шедевр.
Слушайте новый выпуск у нас на сайте и в «Радио Arzamas».
Кирилл и Илья обсуждают «несоветскость» Попкова, его самую известную картину «Строители Братска», травмы, положенные в основу сурового стиля, и колористику, которая зачастую может сделать из хорошего произведения шедевр.
Слушайте новый выпуск у нас на сайте и в «Радио Arzamas».
Arzamas
«Зачем я это увидел?»: подкаст об искусстве и выставках
Обсуждаем выставку Виктора Попкова в Третьяковке
Иероним Босх — загадочный художник, ставший настоящей суперзвездой после смерти, в XIX веке.
Для того чтобы узнать, кем Босх был на самом деле, нужно представить его личность в соответственном историко-культурном контексте.
Босх с юных лет заработал себе серьезный авторитет в родном городе Гертогенбосхе, вступил в знаменитое Братство Богоматери и начал получать множество заказов. Один из них — вообще от герцога Нидерландов.
Так как же этот добропорядочный бюргер мог написать «Сад земных наслаждений»? Рассказывает в первой лекции нашего нового курса искусствовед Алексей Ларионов.
Для того чтобы узнать, кем Босх был на самом деле, нужно представить его личность в соответственном историко-культурном контексте.
Босх с юных лет заработал себе серьезный авторитет в родном городе Гертогенбосхе, вступил в знаменитое Братство Богоматери и начал получать множество заказов. Один из них — вообще от герцога Нидерландов.
Так как же этот добропорядочный бюргер мог написать «Сад земных наслаждений»? Рассказывает в первой лекции нашего нового курса искусствовед Алексей Ларионов.
Arzamas
Из курса «Странный мир Иеронима Босха»
Что мы знаем и чего не знаем о художнике
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Скоро у нас выйдет новый подкаст, а вести его будет Псой Короленко!
Псой — музыкант, филолог, автор, переводчик и исполнитель самых разных песен на самых разных языках. Если вдруг по какой-то невероятной случайности вы еще не знакомы с ним, срочно смотрите наш видеоконцерт с философскими размышлениями о любви.
Также Псоя можно увидеть в проекте «Песни на идише» и услышать в выпуске подкаста «Шутки в сторону».
В подкасте под названием «Песня за песней» Псой будет изучать музыкальные капсулы времени — раскрывать новые смыслы и расшифровывать песни The Beatles, Владимира Шаинского, Паоло Конте и многих других авторов.
Впрочем, тут лучше дать слово самому ведущему!
Псой — музыкант, филолог, автор, переводчик и исполнитель самых разных песен на самых разных языках. Если вдруг по какой-то невероятной случайности вы еще не знакомы с ним, срочно смотрите наш видеоконцерт с философскими размышлениями о любви.
Также Псоя можно увидеть в проекте «Песни на идише» и услышать в выпуске подкаста «Шутки в сторону».
В подкасте под названием «Песня за песней» Псой будет изучать музыкальные капсулы времени — раскрывать новые смыслы и расшифровывать песни The Beatles, Владимира Шаинского, Паоло Конте и многих других авторов.
Впрочем, тут лучше дать слово самому ведущему!
Хитроумный идальго, чудовища, рабочие, красная рубаха, волшебный меч и общество «Арзамас» — в дайджесте за эту неделю:
● Новый курс! Рассказываем, как читать один из главных романов мировой литературы — «Дон Кихота» Мигеля де Сервантеса. Слушайте пять лекций бесплатно на нашем сайте и в приложении «Радио Arzamas».
● Еще один курс — про загадочного Иеронима Босха. Кем был автор «Сада земных наслаждений» и почему мы так мало знаем о художнике? Слушайте лекции искусствоведа Алексея Ларионова по подписке у нас на сайте и в «Радио Arzamas».
● В свежем выпуске подкаста «Зачем я это увидел?» — выставка Виктора Попкова, представителя сурового стиля и при этом одного из самых несоветских советских художников. Слушайте на сайте и в приложении.
● Нигилисты или славянофилы? Пропагандисты или труженики? Террористы или нет? Отвечаем на вопросы о народниках.
● Атрибут великих королей и благородных рыцарей. Фольклорист Эста Матвеева рассказывает историю магических мечей в новом выпуске «Краткой истории волшебных вещей».
● В честь 10-летия нашего проекта рассказываем, что значит слово «Арзамас»! Слушайте новый выпуск подкаста «Неловкая пауза».
⬇️ Виктор Попков. Полдень. 1964 год
● Новый курс! Рассказываем, как читать один из главных романов мировой литературы — «Дон Кихота» Мигеля де Сервантеса. Слушайте пять лекций бесплатно на нашем сайте и в приложении «Радио Arzamas».
● Еще один курс — про загадочного Иеронима Босха. Кем был автор «Сада земных наслаждений» и почему мы так мало знаем о художнике? Слушайте лекции искусствоведа Алексея Ларионова по подписке у нас на сайте и в «Радио Arzamas».
● В свежем выпуске подкаста «Зачем я это увидел?» — выставка Виктора Попкова, представителя сурового стиля и при этом одного из самых несоветских советских художников. Слушайте на сайте и в приложении.
● Нигилисты или славянофилы? Пропагандисты или труженики? Террористы или нет? Отвечаем на вопросы о народниках.
● Атрибут великих королей и благородных рыцарей. Фольклорист Эста Матвеева рассказывает историю магических мечей в новом выпуске «Краткой истории волшебных вещей».
● В честь 10-летия нашего проекта рассказываем, что значит слово «Арзамас»! Слушайте новый выпуск подкаста «Неловкая пауза».
⬇️ Виктор Попков. Полдень. 1964 год
«А может быть, сами вы все — мои тени. Разве я не населил вами эти страницы — еще недавно четырехугольные белые пустыни».
В этот день родился Евгений Замятин. Послушайте и почитайте наши материалы о его антиутопии «Мы», чтобы понять смысл сексуальной привлекательности героя, найти в тексте след Марселя Пруста и разобраться, что в романе смешного.
Лекция «Замятин. „Мы“»
7 секретов романа «Мы»
Как «Мы» повлияли на литературу XX века
В этот день родился Евгений Замятин. Послушайте и почитайте наши материалы о его антиутопии «Мы», чтобы понять смысл сексуальной привлекательности героя, найти в тексте след Марселя Пруста и разобраться, что в романе смешного.
Лекция «Замятин. „Мы“»
7 секретов романа «Мы»
Как «Мы» повлияли на литературу XX века
Дурно написанные, безнравственные романы со множеством несообразностей, которые внушают совершенно ложные представления об окружающем мире. Сочетанием таких качеств эти романы сводят с ума своих читателей.
Как думаете, о чем речь? О рыцарском романе! Именно такими словами его критиковали в эпоху Сервантеса. Считается, что «Дон Кихот» окончательно уничтожил популярность этого жанра.
Что нужно знать об особенностях испанской литературы эпохи Сервантеса? Каковы отличительные черты рыцарского, плутовского и пасторального романов? Слушайте во второй лекции курса «Сервантес и „Дон Кихот“».
Курс подготовлен вместе с Театром Наций к премьере спектакля «Дон Кихот» в постановке Антона Фёдорова.
Как думаете, о чем речь? О рыцарском романе! Именно такими словами его критиковали в эпоху Сервантеса. Считается, что «Дон Кихот» окончательно уничтожил популярность этого жанра.
Что нужно знать об особенностях испанской литературы эпохи Сервантеса? Каковы отличительные черты рыцарского, плутовского и пасторального романов? Слушайте во второй лекции курса «Сервантес и „Дон Кихот“».
Курс подготовлен вместе с Театром Наций к премьере спектакля «Дон Кихот» в постановке Антона Фёдорова.
Arzamas
Из курса «Сервантес и „Дон Кихот“»
Роман рыцарский, пасторальный и плутовской
Хитрые галлы, враки и бестселлер о дружбе — дайджест детского приложения «Гусьгусь»:
🏺 Археолог Александр Бутягин в подкасте «Это вам не сказки»! Как гуси Рим спасли? Сколько правды в мультфильмах про Астерикса и Обеликса? Почему галлам приписывали сверхспособности и был ли у них кофеин? Александр, биолог Тата Зарубина и школьник Степа Калитеевский отправляются в историческое путешествие.
🤫 На этой неделе вышли «Сказки бабушки Гусыни» про враки. А точнее, не сказки, а рассказы. Учитель литературы Елена Вигдорова читает Льва Толстого, Виктора Драгунского и Александра Раскина и говорит о том, про что дети врали в разные времена и как на это реагировали взрослые.
💔 В новом выпуске «Экспекто патронум» Аня Красильщик и Аня Шур обсуждают книгу «Когда мы встретимся» американской писательницы Ребекки Стед. Почему бывает так сложно, когда двое твоих друзей друг друга не любят, и можно ли подружиться с человеком, если тебе очень не нравятся его друзья?
Кадр из мультфильма «Астерикс против Цезаря». 1985 год
🏺 Археолог Александр Бутягин в подкасте «Это вам не сказки»! Как гуси Рим спасли? Сколько правды в мультфильмах про Астерикса и Обеликса? Почему галлам приписывали сверхспособности и был ли у них кофеин? Александр, биолог Тата Зарубина и школьник Степа Калитеевский отправляются в историческое путешествие.
🤫 На этой неделе вышли «Сказки бабушки Гусыни» про враки. А точнее, не сказки, а рассказы. Учитель литературы Елена Вигдорова читает Льва Толстого, Виктора Драгунского и Александра Раскина и говорит о том, про что дети врали в разные времена и как на это реагировали взрослые.
💔 В новом выпуске «Экспекто патронум» Аня Красильщик и Аня Шур обсуждают книгу «Когда мы встретимся» американской писательницы Ребекки Стед. Почему бывает так сложно, когда двое твоих друзей друг друга не любят, и можно ли подружиться с человеком, если тебе очень не нравятся его друзья?
Кадр из мультфильма «Астерикс против Цезаря». 1985 год
День рождения писателя Джеймса Джойса! Послушайте наш курс — ключ к его легендарному роману «Улисс». Лекции читает философ, богослов и автор русского перевода «Улисса» Сергей Хоружий.
Arzamas
Джеймс Джойс и роман «Улисс»
Три лекции-ключа к «Улиссу», прочитанные автором его русского перевода Сергеем Хоружим
Как Босх выработал такой уникальный художественный язык и из чего он, собственно, состоял? Когда в его искусстве появились те самые монстры и почему им предшествовала хрупкая и нежная Дева Мария? Как ему удалось персонифицировать свой триптих «Страшный суд» и что происходит на странной картине «Извлечение камня глупости»?
Слушайте вторую лекцию искусствоведа Алексея Ларионова из нашего нового курса.
Слушайте вторую лекцию искусствоведа Алексея Ларионова из нашего нового курса.
Arzamas
Из курса «Странный мир Иеронима Босха»
Нежные девы и чудовищные монстры: с чего всё начиналось
У Пандоры никогда не было ящика! Всех запутал Эразм Роттердамский.
Почему так вышло? Рассказывает фольклорист Эста Матвеева в новом (и последнем) выпуске «Краткой истории волшебных вещей».
Почему так вышло? Рассказывает фольклорист Эста Матвеева в новом (и последнем) выпуске «Краткой истории волшебных вещей».
Arzamas
Самый загадочный магический предмет
Сосуд, который стал метафорой бедствий и надежды
Вы — кофейный грек? А может, итальянец или датчанин?
Кофе у вас ассоциируется с деньгами или национальной гордостью? Вы пьете его дома, на работе или там, где есть угощения? Предпочитаете с молоком, коньяком или вообще без всего? Отвечайте на вопросы, а мы расскажем, к какой кофейной культуре вы принадлежите.
Кофе у вас ассоциируется с деньгами или национальной гордостью? Вы пьете его дома, на работе или там, где есть угощения? Предпочитаете с молоком, коньяком или вообще без всего? Отвечайте на вопросы, а мы расскажем, к какой кофейной культуре вы принадлежите.
Arzamas
Фика или разговоруша
Пройдите тест о любви к кофе
Что лучше: намеренно прозаическая реальность, где все грубо и примитивно, или постоянное обитание в царстве фантазий, не имеющих опоры в настоящем?
Мы не сможем ответить на этот вопрос, но расскажем вам о вселенной «Дон Кихота». Какую роль играет в романе металитературное начало? Есть ли там фабула? Почему безумие — это отражение способностей главного героя? Слушайте третью лекцию курса «Сервантес и „Дон Кихот“».
Курс подготовлен вместе с Театром Наций к премьере спектакля «Дон Кихот» в постановке Антона Фёдорова.
Мы не сможем ответить на этот вопрос, но расскажем вам о вселенной «Дон Кихота». Какую роль играет в романе металитературное начало? Есть ли там фабула? Почему безумие — это отражение способностей главного героя? Слушайте третью лекцию курса «Сервантес и „Дон Кихот“».
Курс подготовлен вместе с Театром Наций к премьере спектакля «Дон Кихот» в постановке Антона Фёдорова.
Arzamas
Из курса «Сервантес и „Дон Кихот“»
Посвящение в рыцари, обретение тазошлема и карнавальная смерть